Экзамены - выпускные в школе и вступительные в высшем учебном заведении или среднем специальном учебном заведении, централизованное тестирование - это всегда неизбежный и всегда очень сложный период в жизни старшеклассников. Это время, когда юноши и девушки ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Одни испытывают лишь легкое волнение и идут на экзамен, уверенные в успехе. У других предстоящие испытания вызывают чувство тревоги или даже страх. Эти состояния называются экзаменационной (тестовой)тревожностью или экзаменационным стрессом.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. Для большинства учащихся экзамен своеобразная критическая ситуация, которая определяет их положение в школе и дальнейшую судьбу. Как правило, причиной стресса является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование у учащихся адекватного отношения к ситуации.
Главная задача школы и семьи поддерживать психическое и эмоциональное здоровье выпускников. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников заключается в поддержке учащихся в период подготовки к экзаменам, оказании помощи в сохранении работоспособности, уверенности в себе, поддержке хорошей физической и психологической формы, профилактике экзаменационного стресса.
Педагогом-психологом составляется циклограмма психолого-педагогического сопровождения учащихся выпускных классов, которая включает в себя два этапа – подготовительный (психологическое просвещение) и основной (диагностика и коррекционно-развивающая работа).
Главное помнить, что деятельность родителей и педагогов в интересах ребѐнка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками. Важно установить партнѐрские отношения с каждой семьѐй ученика, создать обстановку взаимоподдержки и общности интересов.
«КАК ПОМОЧЬ ВЫПУСКНИКУ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ»
- Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для девятиклассников и одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных экзаменах. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остаѐтся только волноваться за своего ребѐнка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали всѐ, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребѐнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима ещѐ и психологическая готовность к ситуации сдачи серьѐзных экзаменов.
- Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку: умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись вдохнуть полной грудью и идти дальше.
- Задолго до экзаменов обсудите с ребѐнком, что именно ему придѐтся сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему?
- Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придѐтся потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребѐнком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъѐма, хорошо знакомые – в часы спада. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребѐнку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить.
- Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
- Договоритесь с ребѐнком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребѐнку будет интересно знать ваше мнение на этот счѐт (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое).
- Во-вторых, необходимо помочь ребѐнку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае, помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
- В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребѐнку репетицию письменного экзамена.
- Следите за тем, чтобы во время подготовки ребѐнок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы девятиклассник или одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо ему препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
- Если ваш ребѐнок получил отметку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь u1085 над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чѐм причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
«УЛУЧШЕНИЕ И СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ»
- Для улучшения эмоционального состояния школьников, сдающих экзамены, в том числе и ЦТ, снятия у них агрессивности, конфликтности поведения, формирования сугубо оптимистического восприятия будущего, следует соблюдать некоторые общие правила стабилизации эмоционального состояния. Примерный перечень таких правил выглядит следующим образом: Так как подготовка и сдача выпускных экзаменов, ЦТ требуют концентрации всех усилий школьников на достижение хороших итоговых результатов в своей учебной деятельности за весь период обучения в школе, смекалки и ясности мысли, то в первую очередь необходимо продумать все элементы режима дня и строго их выполнять. Это во многом определит степень физического и психического состояния детей на весь период подготовки и сдачи выпускных экзаменов, ЦТ.
- Родителям следует уточнить у школьного психолога или самим найти сведения по аутотренингу на расслабление и сброс напряжения. Следует так же помочь ребѐнку овладеть навыками выполнения этих упражнений перед возникновением сложных, а возможно и критических жизненных ситуаций. Самый простой способ саморегуляции эмоционального состояния, позволяющий практически сразу же успокоится и в дальнейшем «мыслить здраво» - это просто спокойно посчитать до десяти перед началом любых своих действий.
- Немного более сложным является способ вытеснения неприятных эмоций с последующей заменой их на приятные. Следует научить детей возможности усилием воли переключать внимание и мышление на предметы или действия, вызывающие у них исключительно положительные эмоции.
- Великий К. С. Станиславский утверждал, что приказывать чувствам невозможно, но «вынимать» их и заменять на новые, вполне допустимо, а бывает и необходимо.
- Однако самым лучшим отдыхом для нервной системы является – сон. При подготовке и даже при сдаче экзаменов полезен отдых в конце каждого часа работы на 2…3 минуты - расслабление и лѐгкая полудрѐма. А ещѐ лучше, если в середине рабочего дня у Вашего ребѐнка будет возможность кратковременного дневного сна продолжительностью от 5-ти до 30-ти минут.
- Это гораздо лучше «бодрящей» чашечки кофе. Эффект дневного сна просто поразителен.
«КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ?»
В первую очередь как можно строже контролировать выбранный режим подготовки. Это необходимо, иначе дети могут просто переутомиться физически или «перегореть» эмоционально. В первую очередь папа и мама сами не должны показывать, что они очень тревожатся за то, сколько баллов наберѐт в процессе сдачи того или иного экзамена их ребѐнок. Особенно важно не нагнетать и без того напряжѐнную обстановку непосредственно перед предстоящим экзаменом. Лучше лишний раз похвалить ребѐнка, попытаться любым своим поступком показать ему, что вы твѐрдо верите в его удачу.
Очень важно чтобы у ваших детей было оборудовано светлое, удобное место для занятий и при этом никто из домочадцев в процессе подготовки им не мешал. Посоветовавшись с учителями, аккуратно и ненавязчиво предложите детям распределение всех тем подготовки к экзаменам по дням, а так же рекомендованную педагогами методику самостоятельной подготовки к ЦТ и выпускным экзаменам. Особое внимание и помощь следует оказывать школьникам в процессе тренировок по тестовым заданиям. Здесь вашей главной задачей будет привить детям чувство времени. Они должны уметь ориентироваться в количестве времени, выделяемом на различные группы тестов и, в целом, умело распределять отведѐнные им на тестовые задания часы и минуты.
В период подготовки и в дни проведения выпускных экзаменов и ЦТ дети должны очень хорошо питаться.
Причѐм пища, для стимуляции хорошей работы головного мозга, должна быть разнообразной, сбалансированной и питательной.
Продукты, улучшающие память. Учѐные к числу таковых относят: авокадо, ананас и морковь. Авокадо в большом количестве содержит жирные аминокислоты и является мощным источником энергии для кратковременной памяти. Употреблять его следует не менее половинки плода в день.
Ананас. В пищу можно употреблять как плоды, так и соки. Для удержания в памяти больших объѐмов текстового материала - в день достаточно употреблять один стакан сока или 1/3 часть плода ананаса. Зная об этом удивительном свойстве этого замечательного заморского продукта и пользуясь тем, что он содержит малое количество калорий все театральные артисты и звѐзды эстрады поглощают ананасы в больших количествах. Ведь им приходится на долгий срок запоминать огромные объѐмы информации в виде текстов и нотной грамоты.
Морковь. Каротин и высокое содержание витамина «А» в этом овоще с наших грядок очень хорошо стимулирует кровообращение и обмен веществ в мозге. Очень полезно съесть 150…200 грамм тѐртой моркови перед запоминанием (зазубриванием) систематизированной информации такой, как даты исторических событий, формулы, цитаты, правила и аксиомы. Морковь можно просто полить растительным маслом или перемешать с сахаром и сметаной, а можно съесть и без дополнительных приправ. В любом случае она свою роль по улучшению памяти сыграет.
Продукты для улучшения возможностей мозга по концентрации внимания. К ним относят: креветки, лук репчатый, орехи.
Креветки. Достаточно съедать 100 грамм в день, но соль применять можно только после полной кулинарной обработки (жарения или варки), а лучше съедать эту порцию вообще без соли. Креветки являются своеобразным деликатесом для деятельности мозга. Они снабжают его нужными и чрезвычайно важными для усиленной работы аминокислотами, что не позволяет вниманию ребѐнка ослабнуть.
Лук репчатый. Желательно чтобы ребѐнок съедал в сыром виде не менее половины луковицы ежедневно. Добавляйте его в какие-нибудь вкусные салаты, главное чтобы это количество u1074 ваш ребенок получал с пищей ежедневно. Лук улучшает снабжение мозга кислородом, способствует разжижению крови, очень хорошо помогает при психической усталости и умственном переутомлении.
Орехи. Мощно укрепляют нервную систему, резко и на долгое время стимулируют деятельность мозга, лучше всего предложить их ребѐнку незадолго до экзамена. Это продукты, позволяющие в течение продолжительного времени работать в режиме «мозгового штурма».
Продукты для достижения эффекта «творческого озарения».С давних времѐн в ожидании прихода «Музы» творческие личности употребляли в пищу инжир и тмин.
Инжир. В своѐм составе он содержит вещество по химическому составу схожее с аспирином и большое количество эфирных масел. При употреблении инжира в пищу резко улучшается снабжение мозга кровью и, соответственно кислородом, что освобождает голову для новых идей и способствует развитию творческого мышления.
Тмин. Его эфирные масла резко стимулируют всю нервную систему, повышают творческую активность мозга и могут спровоцировать рождения поистине гениальных идей. Для стимуляции творческой активности достаточно измельчить две чайных ложки семян тмина на чайную чашку и через 10 минут выпить этот настой как тминный чай.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВРАЧЕЙ-ДИЕТОЛОГОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПИТАНИЮ РЕБЁНКА
В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И ЦТ
В период интенсивных нагрузок (при подготовке ребѐнка к экзаменам и ЦТ) родителям необходимо выполнять рекомендации врачей-диетологов по правильному питанию.
- Основу рациона должны составлять белки, жиры и углеводы, причем белков должно быть не менее 30-40 процентов, жиров - порядка 20 процентов и углеводов - 40 процентов от суточного рациона. Важно, чтоб питание было регулярным, несмотря на интенсивность и занятость. Не менее четырех раз в сутки должен проходить прием пищи. В рационе должны присутствовать овощи, фрукты, а также такие поставщики белка, как творог, молоко, сыр, яйцо. Также должны присутствовать обязательно мясо, рыба. Причем, овощей и фруктов должно u1087 присутствовать в рационе не менее 350-400 грамм ежедневно для старшеклассников, потому что они стимулируют деятельность желудочно-кишечного тракта, улучшают
самочувствие и являются поставщиками микроэлементов, витаминов, минералов и клетчатки.
- Также можно включать в рацион такие продукты как мед, горький шоколад и другие сладости, как зефир и мармелад. Потому что они содержат в своем составе пектин и являются абсорбентом всех неполезных продуктов, которые могут попасть в организм человека. А мед и горький шоколад - основной источник питания для клеток мозга, потому что содержат глюкозу (единственный источник питания клеток мозга). К тому же, мед является единственным по своей структуре уникальным природным компонентом, который включает в себя максимальное количество витаминов, минералов, которые служат прекрасным способом борьбы со
стрессом и усталостью.
- Ограничить лучше такие продукты, как чипсы, газированные напитки, энергетические стимуляторы. Доказано, что чай зеленый обладает более тонизирующим действием, чем кофе. Разрешенная доза кофеина содержится от 40 до 70 мг в сутки, т. е. это порядка 6 чашек настоящего крепко заваренного кофе. Естественно, не следует его применять как дополнительный стимулятор. Кофе, какао, чай можно употреблять, но не стоит делать на нем акцент. Те же овощи, фрукты, мясо, рыба, молочные продукты - более качественны поставщики жизненно необходимых элементов для нормальной работы организма.
- В этот период пищу нужно разнообразить, глюкоза должна присутствовать в организме, но нужно не забывать, что питание прежде всего должно быть сбалансированным. Заменой рыбе с овощами (если нет возможности нормального приема пищи) не должны служить чипсы и газировка, а лучше - орехи (миндаль, фундук, грецкие орехи). Также источниками питания могут служить сухофрукты - курага, инжир, изюм… Т.е. те продукты, которые в своем составе содержат и глюкозу, и клетчатку, и витамины, и минералы.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «РАБОТА ПОЛУШАРИЙ МОЗГА»
Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Наблюдается ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса - нарушается гармоничная работа полушарий мозга.
В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое - за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса - блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием - все, что связано с образностью, грамотной речью. Неслучайно после неудачного экзамена или контрольной можно услышать: «память отшибло» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в мозгу.
ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, ЦЕЛЬ КОТОРЫХ – ИЗБАВИТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОДОБНЫХ НЕОЖИДАННОСТЕЙ
1.Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое - правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария. Перекрестный шаг: правая рука кладется на левое колено, а левая - на правое. При каждом шаге правая нога ставится в левую сторону, а левая нога – в правую.
2. Следующее упражнение знакомо всем с детства: руки вытягиваются вперед, ноги поочередно поднимаются и касаются ладони противоположной руки.
3. Подойдут и «цыганские шаги»: нога сгибается в колене, идет назад. Противоположная рука бьет по пятке.
4. Но не всегда есть возможность встать и подвигаться. Специально разработаны перекрестные упражнения, которые нетрудно выполнять сидя за столом. Например: правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу.
5. Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла u1082 крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.
«НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ»
КАК ЗАПОМНИТЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИАЛА
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
4. Минимум телевизионных передач.
ПРИЁМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном,
полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением
других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит
ваше переживание.
3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже
маленькую радость.
4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.
5. Интеллектуальная переработка «Нет худа без добра».
6. Разрядка (физическая работа, игра, любимое занятие).
7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА УЧАЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
1. Готовясь к экзаменам, помни, что всѐ, к чему ты прилагаешь усилия, ты делаешь для себя.
2. Старайся работать за своим письменным столом, это дисциплинирует, не позволяет расслабляться.
3. Через каждый час работы делай перерыв.
4. Намечай план работы на день и старайся его обязательно выполнить.
5. Старайся проговаривать трудные вопросы вслух, можешь привлечь в качестве собеседника зеркало.
6. Если родители не против после рабочего дня тебя послушать, рассказывай им то, что ты выучил в течение рабочего дня.
7. Для лучшего запоминания учебного материала рисуй схемы, пиши шпаргалки, конспекты. Это поможет тебе на экзамене вспомнить изученный тобой материал.
8. Используй для выполнения схем цветные карандаши, фломастеры. Яркие цвета, используемые в конспекте, легче вспоминаются.
9. Трудные даты для запоминания напиши на небольших листочках и развесь в своей комнате или по квартире. Проходя мимо них по несколько раз в день, ты сам не заметишь, как они останутся в твоей памяти.
10.Обязательно посещай консультации, готовь к ним вопросы учителю по существу.
11. Bo время консультаций по подготовке к экзаменам не стесняйся задавать учителю вопросы, если тебе что-то непонятно. Консультация - это твоѐ время и твоѐ право задавать вопросы. Экзамен - это право учителя задавать тебе вопросы.
12.Экзамен - это первое твоѐ испытание. Постарайся оставить о себе хорошее впечатление.
13.Экзамен - это самопрезентация человека. Постарайся выглядеть так, чтобы экзаменаторам было приятно с тобой общаться.
14.Во время экзамена не спеши сразу давать ответ. Подумай, вникни в содержание поставленного вопроса в билете.
15.Строй свой ответ системно, логично, не забывай о важных фактах, связанных с вопросом билета.
16.Если в чѐм-то сомневаешься, лучше не говори, чтобы не сделать неуместные ошибки.
17.Если ты считаешь, что ты прав, не бойся отстаивать своѐ мнение, доказывать свою правоту.
18.Если ты не прав, не ищи виноватых в других людях. Постарайся в другой раз быть более серьѐзным и ответственным при подготовке к экзаменам.
19.Умей достойно выходить из самого трудного положения.
20.Удачи и успехов на экзаменах.