«Формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством этнографического и краеведческого исследования истории и культуры родного края»
Срок реализации: 2022 – 2025 годы
Руководитель педагогического проекта:
Бражникова Людмила Александровна
Сведения об участниках реализации педагогического проекта:
8 педагогов, 60 обучающихся
Цель педагогического проекта: формирование у учащихся социально-гражданских компетенций посредством включения их в деятельность по совместному решению проблем сохранения исторической и культурной памяти региона на основе изучения истории родного края.
Задачи:
- Разработать и внедрить учебно-методическое обеспечение для реализации программы исследования истории родного края.
- Обеспечить системное и целенаправленное повышение квалификации педагогов по реализации в учреждении образования устно-исторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся.
- Формировать социально-гражданские компетенции учащихся на основе этнографических исследований в части развития ученического туризма.
- Разработать Программу сотрудничества и социального партнерства с заинтересованными общественными организациями, предприятиями, учебными заведениями, создать условия для ее реализации.
- Развить навыки исследовательской работы учащихся через сбор и систематизацию материалов о родном крае, о своей малой родине; участие в конкурсах и конференциях.
Обоснование целесообразности и актуальности проекта
Современные социально-экономические преобразования, связанные с построением гражданского общества и правового государства, требуют формирования активных, компетентных граждан, эффективно участвующих в демократическом процессе. Обществу в настоящее время крайне необходимо поколение компетентных граждан, приемлющих демократические ценности и принимающих ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, т.к. это позволит им грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.
В связи с этим особая роль принадлежит гражданскому образованию, в особой степени гражданско-патриотическому воспитанию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.
Каждый регион нашей республики богат своим историко-культурным прошлым. Определение историко-культурных ресурсов региона, способствующих формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа, является непосредственной задачей учреждения образования – участника проекта.
Становление гражданской компетентности учащихся связано с приобщением их к основополагающим ценностям отечественной и мировой культуры, определяющим гражданское самосознание и гражданскую идентичность. Мы полагаем, что гражданская компетентность позволит обеспечить подготовку учащихся к ответственной, осмысленной жизни и активной самостоятельной деятельности в демократическом правовом государстве.
Цели и задачи образования должны формироваться, исходя из глубокого, традиционного для белорусского народа и культуры понимания духовно-нравственных качеств. Воспоминания людей, тесно связанные с их осмыслением прошлого, создают коллективную историческую память общества и являются одной из форм гражданского самосознания.
Актуальность данного педагогического проекта заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у учащихся, развивает активно-познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.
Соответственно в ходе осуществления проекта будет проводиться работа по формированию у учащихся ключевых компетенций гражданственности.
В краеведческой деятельности по изучению малоизвестных вопросов истории и современных проблем родного края будет развиваться критическое мышление учащихся, интерес к изучению прошлого, гордость за свершения предков, желание сохранить и приумножить достояние прошлого, что является основой гражданского самосознания.
Целесообразность осуществления педагогического проекта обусловлена задачами, стоящими перед учреждениями образования республики Беларусь – воспитание гражданина, умеющего выстраивать свою собственную траекторию жизни с учётом приоритетов страны, сохранение исторического наследия, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.
Актуальность темы проекта обусловлена также наличием следующих противоречий:
между современным образованием, которое стало массовым, охватывающим учащихся всех возрастов, уровней развития, способностей, интересов, индивидуальных особенностей, и возрастающим требованием к индивидуализации обучения, осуществления личностно ориентированного подхода;
между необходимостью и потребностью общества иметь активных и образованных граждан, способных в реальной практике реализовывать свои гражданские права и обязанности, и отсутствием специально формируемой у учащихся гражданской компетенции, обеспечивающей им знания, навыки и готовность принять участие в общественной жизни государства;
между современными потребностями общества в развитии гражданских инициатив населения по выявлению, сохранению, развитию традиций народной культуры и воспитанию на их основе подрастающего поколения, и отсутствием современных педагогических концепций и технологий участия учреждения образования в выявлении, поддержке и развитии таких инициатив на региональном уровне.
Стремление найти пути разрешения данных противоречий и обусловило тему педагогического проекта «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством этнографического и краеведческого исследования истории и культуры родного края». В теоретическом плане это проблема обоснования содержания структурных компонентов социально-гражданских компетенций учащихся. В практическом плане это проблема определения содержания и условий формирования социально-гражданских компетенций учащихся с использованием этнографического материала.
Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:
учебных занятий по истории и обществоведению, белорусскому языку и литературе, занятий учащихся по туризму;
организацию мероприятий, посвященных празднованию памятных дат и знаменательных событий истории родного края как фактора укрепления гражданской позиции и патриотизма;
творческого поиска учителями различных форм организации деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека.
Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования будет способствовать правильному пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов, присущих нашему обществу, осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.