Педагогический проект

«Формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством этнографического и краеведческого исследования истории и культуры родного края»

 

Срок реализации: 2022 – 2025 годы

  Руководитель  педагогического проекта:

Бражникова Людмила Александровна

 

Сведения об участниках реализации педагогического проекта:

8 педагогов, 60 обучающихся

 

Цель педагогического проекта: формирование у учащихся социально-гражданских компетенций посредством включения их в деятельность по совместному решению проблем сохранения исторической и культурной памяти региона на основе изучения истории родного края.

Задачи:

  1. Разработать и внедрить учебно-методическое обеспечение для реализации программы исследования истории родного края.
  2. Обеспечить системное и целенаправленное повышение квалификации педагогов по реализации в учреждении образования устно-исторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся.
  3. Формировать социально-гражданские компетенции учащихся на   основе этнографических исследований в части развития ученического туризма.
  4. Разработать Программу сотрудничества и социального партнерства с заинтересованными общественными организациями, предприятиями, учебными заведениями, создать условия для ее реализации.
  5. Развить навыки исследовательской работы учащихся через сбор и систематизацию материалов о родном крае, о своей малой родине; участие в конкурсах и конференциях.

 

Обоснование целесообразности и актуальности проекта

Современные социально-экономические преобразования, связанные с построением гражданского общества и правового государства, требуют формирования активных, компетентных граждан, эффективно участвующих в демократическом процессе. Обществу в настоящее время крайне необходимо поколение компетентных граждан, приемлющих демократические ценности и принимающих ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, т.к. это позволит им грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.

В связи с этим особая роль принадлежит гражданскому образованию, в особой степени гражданско-патриотическому воспитанию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.

Каждый регион нашей республики богат своим историко-культурным прошлым. Определение историко-культурных ресурсов региона, способствующих формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа, является непосредственной задачей учреждения образования – участника проекта.

Становление гражданской компетентности учащихся связано с приобщением их к основополагающим ценностям отечественной и мировой культуры, определяющим гражданское самосознание и гражданскую идентичность. Мы полагаем, что гражданская компетентность позволит обеспечить подготовку учащихся к ответственной, осмысленной жизни и активной самостоятельной деятельности в демократическом правовом государстве.

Цели и задачи образования должны формироваться, исходя из глубокого, традиционного для белорусского народа и культуры понимания духовно-нравственных качеств. Воспоминания людей, тесно связанные с их осмыслением прошлого, создают коллективную историческую память общества и являются одной из форм гражданского самосознания.

Актуальность данного педагогического проекта заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у учащихся, развивает активно-познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.

Соответственно в ходе осуществления проекта будет проводиться работа по формированию у учащихся ключевых компетенций гражданственности.  

В краеведческой деятельности по изучению малоизвестных вопросов истории и современных проблем родного края будет развиваться критическое мышление учащихся, интерес к изучению прошлого, гордость за свершения предков, желание сохранить и приумножить достояние прошлого, что является основой гражданского самосознания.

Целесообразность осуществления педагогического проекта обусловлена задачами, стоящими перед учреждениями образования республики Беларусь – воспитание гражданина, умеющего выстраивать свою собственную траекторию жизни с учётом приоритетов страны, сохранение исторического наследия, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.

Актуальность темы проекта обусловлена также наличием следующих противоречий:

между современным образованием, которое стало массовым, охватывающим учащихся всех возрастов, уровней развития, способностей, интересов, индивидуальных особенностей, и возрастающим требованием к индивидуализации обучения, осуществления личностно ориентированного подхода;

между необходимостью и потребностью общества иметь активных и образованных граждан, способных в реальной практике реализовывать свои гражданские права и обязанности, и отсутствием специально формируемой у учащихся гражданской компетенции, обеспечивающей им знания, навыки и готовность принять участие в общественной жизни государства;

между современными потребностями общества в развитии гражданских инициатив населения по выявлению, сохранению, развитию традиций народной культуры и воспитанию на их основе подрастающего поколения, и отсутствием современных педагогических концепций и технологий участия учреждения образования в выявлении, поддержке и развитии таких инициатив на региональном уровне.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий и обусловило тему педагогического проекта «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством этнографического и краеведческого исследования истории и культуры родного края». В теоретическом плане это проблема обоснования содержания структурных компонентов социально-гражданских компетенций учащихся. В практическом плане это проблема определения содержания и условий формирования социально-гражданских компетенций учащихся с использованием этнографического материала.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:

учебных занятий по истории и обществоведению, белорусскому языку и литературе, занятий учащихся по туризму;

организацию мероприятий, посвященных празднованию памятных дат и знаменательных событий истории родного края как фактора укрепления гражданской позиции и патриотизма;

творческого поиска учителями различных форм организации деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека.

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования будет способствовать правильному пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов, присущих нашему обществу, осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.

 

 

 

Календарный план реализации педагогического проекта на 2022/2023 учебный год

развернуть

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

реализации педагогического проекта «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством этнографического и краеведческого исследования

истории родного края»

на 2022/2023 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.       

Проблемно-ориентированный анализ образовательного процесса и его результатов, выявление актуальных для школы проблем

июнь

2022

 

руководитель учреждения образования А.А.Свиридчук,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

2.       

Заседание педагогического совета «Основные направления работы учреждения образования в 2022/2023 учебном году»

август

2022

 

руководитель учреждения образования А.А.Свиридчук

3.       

Издание приказа об организации проектной деятельности учреждения образования

август

2022

 

руководитель учреждения образования А.А.Свиридчук

4.       

Внесение основных мероприятий педагогического проекта в план работы учреждения образования

август

2022

 

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

5.       

Включение дополнительных материально-технических ресурсов для обеспечения реализации процесса проектной деятельности

сентябрь-декабрь

руководитель учреждения образования А.А.Свиридчук,

учитель информатики А.И.Клименко

6.       

Изучение материалов периодической печати, сети Интернет, тематической литературы, создание аннотированного списка литературы по теме проекта

сентябрь 2022

 

участники инновационной деятельности по реализации проекта

7.       

Создание на сайте учреждения образования страницы «Педагогический проект» (вкладки

«В помощь педагогу, реализующему педагогический проект», «Презентация проектного опыта»)

сентябрь

2022

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова, учитель информатики А.И.Клименко

8.       

Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта

октябрь 2022

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова, участники педагогического проекта

9.       

Результативность участия учреждения образования в конкурсах исследовательской деятельности

по итогам четверти в течение учебного года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

10.  

Повышение квалификации участников проектной деятельности на семинарах, тренингах и т.д.

в течение года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

11.  

Совещание при директоре «Промежуточные итоги проектной деятельности»

январь 2023

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

12.  

Размещение результатов реализации проектной деятельности на сайте учреждения образования

в течение года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова, учитель информатики А.И.Клименко

13.  

Участие педагогов в областных и республиканских научно-практических конференциях, семинарах, тренингах

в течение года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

14.  

Итоговый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта

май 2023

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

15.  

Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах педагогического проекта»

май 2023

руководитель учреждения образования А.А.Свиридчук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

16.  

Педагогический совет по итогам проектной деятельности в 2022/2023 учебном году

июнь 2023

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

17.  

Корректировка программы реализации проекта и составление плана реализации педагогического проекта на 2023/2024 учебный год

июнь 2023

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

 

 

свернуть

Календарный план реализации педагогического проекта на 2023/2024 учебный год

развернуть

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

реализации педагогического проекта «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством этнографического и краеведческого исследования

истории родного края»

на 2023/2024 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.       

Анализ выполнения мероприятий плана педагогического проекта на 2022/2023 учебный год

июнь

2023 года

 

руководитель учреждения образования А.А.Свиридчук,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

2.       

Заседание совещания при директоре «Основные направления работы учреждения образования в 2023/2024 учебном году»

август

2023 года

 

руководитель учреждения образования А.А.Свиридчук

3.       

Внесение основных мероприятий педагогического проекта в план работы учреждения образования

август

2023 года

 

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

4.       

Включение дополнительных материально-технических ресурсов для обеспечения реализации процесса проектной деятельности

сентябрь-декабрь 2023 года

 

руководитель учреждения образования А.А.Свиридчук,

учитель информатики А.И.Клименко

5.       

Создание на сайте учреждения образования страницы «Педагогический проект» (вкладки

«В помощь педагогу, реализующему педагогический проект», «Презентация проектного опыта»)

сентябрь

2023 года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

6.       

Мониторинг качества образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта

октябрь 2023 года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова, участники педагогического проекта

7.       

Результативность участия учреждения образования в конкурсах исследовательской деятельности

по итогам четверти в течение учебного года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

8.       

Повышение квалификации участников проектной деятельности на семинарах, тренингах и т.д.

в течение года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

9.       

Совещание при директоре «Промежуточные итоги проектной деятельности»

февраль 2023 года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

10.  

Участие педагогов в областных и республиканских научно-практических конференциях, семинарах, тренингах

в течение года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

11.  

Итоговый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта

май 2024 года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

12.  

Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах педагогического проекта»

май 2024 года

руководитель учреждения образования А.А.Свиридчук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

13.  

Педагогический совет по итогам проектной деятельности в 2023/2024 учебном году

июнь 2024 года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

14.  

Корректировка программы реализации проекта и составление плана реализации педагогического проекта на 2024/2025 учебный год

июнь 2024 года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.А.Бражникова

 

свернуть