Информация для законных представителей обучающихся

 

 

Профилактика азартных игр у несовершеннолетних

развернуть

Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития (В.Зайцев, П.Мунтян, Б.Лабковский, М.С Иванов, Л К Фортова и др.). Однако проведенный анализ позволяет нам констатировать факт, что в настоящий момент еще недостаточно изучены последствия формирования игровых зависимостей у подростков, блокирующих механизмы развития социально значимой личности, не исследованы условия педагогической профилактики данных зависимостей в общеобразовательном учреждении, отсутствуют достаточно эффективно работающие профилактические программы.


Азартными считаются игры, в которых выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая. Азартные игры связаны не только с многочисленными неблагоприятными межличностными финансовыми, криминальными и психиатрическими последствиями, но и с опасностями ранней сексуальной жизни, например беременностью.

Азартные игры провоцируют у подростков повышение сексуальной активности. Эту закономерность выявили ученые из США при исследовании темнокожих подростков имеющих пристрастие к азартным играм в начальной школе. Предыдущие исследования на аналогичную тему уже продемонстрировали, что существует связь между азартными играми и проблемами поведения подростков.

Нарушение поведения детей зависит от незрелости, несформированности личности, обусловлено сложным взаимодействием биологического фактора, резидуально-органической церебральной недостаточности и социального фактора.

В настоящее время с повсеместным распространением игровых автоматов проблема зависимости не только подростков, но и взрослых людей стала ещё более актуальной.

Расстройство поведения у подростков определяется такими качествами, как ложь, воровство, вандализм, импульсивность, злоупотребление психоактивными веществами, а также словесной и физической агрессией, жестокостью по отношению к людям и домашним животным. Результаты анализа также продемонстрировали, что 89% подростков, играющих в азартные игры, вступали в сексуальные связи до 18 лет, причем у 9% опрошенных были случаи заболеваний, передающихся половым путем. Доктор Сильвия Мартинс (Silvia Martins) комментируя эти данные отметила, что есть определенно связь между азартными играми, ранним наступлением половой жизни и повышенной сексуальной активностью.

Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными:
отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;
отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.

Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:
нежелание отвлечься от игры с компьютером;
раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;
забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.

Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе. Изменить ситуацию, на наш взгляд, может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровых зависимостей у подростков.

В настоящее время в школах, по мнению Л.И. Колесниковой (Россия) имеются программы по профилактике игровой зависимости для подростков 15-16 лет. Программа состоит из нескольких модулей: 1. Молодые игроки. 2. Полоса везения. 3. Ожидаемый результат. Старшеклассники прослеживают все ступени, по которым спускаются вниз к проблемной игровой зависимости:
Сначала победа дает тебе «кайф», ты возвращаешься за еще большей «дозой», ты уже не замечаешь денежные потери или оправдываешь их временным невезением, жизненные трудности и проблемы тебя уже не волнуют.
Затем, начинаешь чувствовать вину, тебе не везет, ты «лузер», начинают преследовать денежные потери, берешь деньги в долг, чтобы продолжить игру, ставишь уже большие суммы на кон игры, ты продолжаешь думать, что ты еще сможешь выиграть в следующий раз.
Ты все еще думаешь, что ты сможешь отыграть хоть какую-то сумму, чтобы отдать долги, но терпишь опять неудачу, ты снова решаешь, где достать деньги, чтобы продолжить игру, но ты уже все варианты использовал, больше брать их негде, остается только последнее - нелегальный способ, ты «увяз по уши», у тебя начинается паника. Все ученики выражают единое мнение, что они бы не хотели оказаться в таком состоянии. Работа с транспарантом «Путешествие назад» дает представление о том, с чего надо начинать возвращение к здоровому образу жизни, и как помочь тому, кто уже на пути к игровой зависимости.

В целях профилактики в школах необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс модели педагогической профилактики игровых зависимостей, а также научить несовершеннолетних преодолевать проблемы социальной адаптации, с ориентированием молодых людей на позитивные виды деятельности, альтернативные азартным играм.

Сегодня, как показало исследование, наиболее реальными и результативными являются программы педагогической профилактики, организованные на микроуровне, т е включающие работу в ближайшей среде обитания подростков - в семье, школе, в пи - группах Профилактическая работа по превенции или исправлению форм игровых аддикций на мезоуровне (действующая на уровне региона) или на макроуровне (рассматриваемая в рамках государства) нуждается в создании и развитии научно - исследовательской теоретической и практической базы, которая послужит основой для проведения комплексных мер на уровне национальных проектов и программ.

Тщательный анализ данной проблемы позволил сформулировать правила компьютерной безопасности:
время на игру следует ограничивать (для детей 6-7 лет - 10 мин, 8- 11 лет - 15-20 мин, для старшеклассников - до З0 мин в день);
нельзя играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улицы;
нужно контролировать содержание игры (исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинскими и прочими нравственно отрицательными темами).

В целях профилактики развития зависимости к азартным играм мы рекомендуем родителям и взрослым лицам:
Проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания.
Следите за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
Корректно используйте право взрослого на запрет, т.к. «запретный» плод всегда сладок».
Поощряйте интерес ребенка к посещению секций и кружков.

 

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков)


Ответы даются по 5 – балльной шкале:
1 – очень редко
2 – иногда
3 – часто
4 – очень часто
5 – всегда
Вопросы.
1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
2. Как часто вы забрасываете свои домашние обязанности для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто вы предпочитаете развлечения Интернета близости с вашим партнером?
4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети?
6. Как часто от времени, проведенного в сети, страдает ваше образование и работа?
7. Как часто вы проверяете свою электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования вами Интернета?
9. Как часто вы сопротивляетесь и секретничаете, когда вас спрашивают о том, что вы делали в сети?
10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто вы обнаруживаете у себя предвкушение следующего выхода в сеть?
12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто вы огрызаетесь, кричите, или действуете раздраженно, если что-то беспокоит вас, когда вы находитесь в сети?
14. Как часто вы теряете сон из-за поздних ночных сеансов в сети?
15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова "еще пару минут...", когда находитесь в сети?
17. Как часто вы пытаетесь урезать свое время пребывания в сети и терпите неудачу?
19
18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?
19. Как часто вы выбираете провести больше времени в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет снова?

    При сумме баллов 50 – 79 стоит учитывать серьезное влияние сети на вашу жизнь. Если сумма баллов 80 и выше, вам необходима помощь психолога. 

свернуть

Мой ребёнок — геймер? Как определить и справиться с игровой зависимостью

развернуть

В адрес любителей поиграть часто можно услышать обвинения в игровой зависимости. Однако не все игроки действительно больны.

Игровая зависимость — это предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Американская психиатрическая ассоциация выделяет следующие симптомы зависимости от компьютерных (и других онлайн) игр:

  • появление навязчивых мыслей об игре, даже во время других занятий;
  • беспокойное, раздражительное, иногда неоправданно печальное состояние игрока при попытке уменьшить время игры или отказаться от неё;
  • возникновение потребности увеличивать время в игре и использовать более мощный гаджет;
  • потеря контроля над ситуацией: невозможность самостоятельно выйти из игры, перестать думать об игре;
  • восприятие других развлечений (общение с друзьями, хобби) в качестве помех;
  • невозможность остановиться, даже при осознании всех негативных последствий (или проявлений некоторых из них): плохое самочувствие, проблемы с учёбой, финансовые траты, конфликты с близкими;
  • возникновение необходимости лгать себе и близким о количестве времени, проведённом в игре.

На данный момент по различным исследованиям от 12 до 25% людей по всему миру страдает игровой зависимостью. Поскольку проблема с каждым годом всё очевиднее, в январе 2022 года игровая зависимость войдёт в справочник МКБ-11 по рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Игровая зависимость у детей и подростков

Современные люди знакомятся с миром компьютерных игр (в том числе и приложениями на телефоне) довольно рано. По социологическим исследованиям 88% детей к началу обучения в школе уже имеют такой опыт. По данным СМИ симптом компьютерно-игровой зависимости обнаруживается у 10-14 % российских подростков.

Игры могут быть полезными!

Нельзя однозначно сказать, что компьютерные игры наносят вред психике и здоровью ребёнка, однако чрезмерное увлечение ими несомненно может иметь большие последствия. В небольших дозах игры позволяют сбрасывать стресс, отрабатывать различные навыки, могут обучать иностранным языкам через общение с другими игроками.

Например, игры-головоломки позволяют ребёнку развить пространственное и логическое мышление, учат искать творческое решение и нестандартный подход. Учащиеся, играющие в компьютерные игры по сети, быстрее преодолевают языковой барьер и легче осваивают английский.

Особо заинтересованные дети начинаю искать лазейки и чит-коды, что сильно развивает их компьютерную грамотность. Регулярные достижения в игре позволяют ребёнку повышать свою самооценку. Профессоры Трентского и Стэндфордского университета установили, что люди, играющие за положительных героев, ведут себя также при контакте с людьми в реальной жизни.

Весь вред — от злоупотребления

Всегда надо помнить, что виртуальный мир не должен заменять реальный. А у детей часто в реальном мире довольно много проблем, которые не решить перезагрузкой приложения. Если посмотреть на ребят, погружённых в мир игр, можно заметить несколько закономерностей: как правило, у них нет других хобби и нет никакого внятного распорядка дня. Ребёнок предоставлен сам себе и получает удовольствие самым простым и доступным способом — через гаджет.

Кроме того, разработчики компьютерных игр часто используют цикличную систему вознаграждения. Заставляя игрока проходить всё новые и новые уровни, за которые он получает виртуальную награду, что в свою очередь активирует выработку дофамина – «гормона удовольствия». Всем детям нравится, когда их хвалят и дарят подарки, а компьютерная игра – идеальная среда, где при минимальных усилиях можно получить вкусное чувство победы.

Таким образом, когда ребёнок не имеет достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников и у него нет других увлечений в жизни — виртуальные фантазии с лёгкостью его поглотят.

Группы риска

игровая зависимость

Чаще всего в ловушку попадают неуверенные в себе, тревожные подростки. Они неудовлетворены окружающей действительностью, им страшно самовыражаться, быть отвергнутыми. В виртуальном мире можно быть кем угодно – сильным, успешным, красивым. Чем дольше играет такой ребёнок, тем больше он погружается в мир фантазии, меняет своё мировоззрение. Желание возвращаться в реальность уменьшается. Как правило, окружение начинает давить ещё больше – конфликты и скандалы частое явление в семье игромана, что приводит к ещё большему желанию уйти в виртуальность.

Мифы о компьютерных играх

Существует ряд предубеждений, связанных с компьютерными играми. Предлагаем сразу их рассмотреть, чтобы они не мешали нам в дальнейшем говорить об играх в спокойном ключе.

Агрессивность и колумбайн

Есть мнение, что игры делают детей более агрессивными и психически неустойчивыми. Эта гипотеза вызывает жаркие споры как в научном, так и в геймерском сообществе. Однако во всех известных случаях проявления жестокости со стороны подростков (Колумбайн, Керчь), которые изначально приписывали играм, в конечном итоге находились глубокие внутриличностные проблемы у ребёнка.

Более того, любой человек, долго играющий в игру, постепенно утомляется. Детская психика от такой длительной нагрузки просто не выдерживает и эмоции начинают зашкаливать. Чтобы избежать этого, во-первых, соблюдайте режим отдыха, во-вторых, просматривайте игру заранее, прежде чем допустить к ней ребёнка.

Читайте также В каких приложениях проводят время дети: влияет ли насилие в играх на уровень агрессии?

Вред для здоровья

Другое заблуждение — безусловный вред здоровью. Здесь тоже важно отметить, что усталость от неподвижного сидения наступает у любого человека. Однако, если ребёнок после игры за компьютером побежал во двор играть в мяч — ничего плохого не случится. Чтобы избежать проблем со здоровьем, рекомендуется регулярная смена умственной и физической активности.

Киберспорт

Часто камнем преткновения становится киберспорт. Родителям кажется это несерьёзной забавой, которая ничего общего со спортом не имеет. Но в современном мире индустрия компьютерных игр зашла так далеко, что соревнования стали её неотъемлемой частью.

Профессиональные киберспортсмены тренируются, разрабатывают стратегии поведения, работают в команде для достижения наилучшего результата, — и всё это хорошо оплачивается. Кроме того, это работа, требующая вложения сил, терпения и таланта. Киберспортсмены — очень дисциплинированные люди, подчинённые жёсткому графику тренировок.

Мой ребёнок зависим или нет? Как определить, когда стоит волноваться

лечение игровой зависимости

Порой бывает сложно определить, ребёнок просто увлечённо играет или уже зависим и не может остановиться. В таком случае необходимо понаблюдать за ним некоторое время.

Важно обращать внимание на следующие моменты:

Настроение

Ребёнок с зависимостью часто раздражителен, зол, плохо контролирует свои эмоции, особенно когда речь заходит о компьютерных играх. Однако быстро успокаивается, получив возможность играть. Здесь важно уточнить, что злость на маму, которая вырвала из рук гаджет – закономерная реакция и для здорового подростка. Незрелая психика работает медленно, поэтому, чтобы избежать конфликта и подготовить ребёнка к окончанию игры, предупредите его заранее, что время подходит к концу («осталось 5 минут»). Если по истечении этого времени ребёнок достаточно спокойно расстался с игрушкой – проблем нет.

Время в игре

детская зависимость игр

Геймеры часто просто не могут ограничить себя в этом удовольствии. Они готовы отказаться от еды в пользу игры, плохо ложатся спать, прогуливают занятия, чтобы посидеть за компьютером или в гаджете. Бывает, что родители сами провоцируют такую ситуацию, изначально отказывая ребёнку в праве на игру. Если в расписании дня есть чёткое время, отведённое на развлечение – ребёнок меньше тревожится по поводу игры, он точно знает, что получит желаемое вовремя и никто его не накажет.

Финансовые затраты

Ребёнок начинает настаивать на необходимости вкладывать деньги в игру, в улучшение технических характеристик телефона или компьютера. Карманных денег ему не хватает. Возможны кражи из дома.

Общение со сверстниками

Интересы зависимого ребёнка сильно сужаются. С друзьями все разговоры в конечном счёте сводятся к игре. Игроман начинает сокращать количество прогулок с приятелями, под разными предлогами оставаясь наедине с игрой.

Если ваш ребёнок достаточно легко отвлекается от игры, спокойно расстаётся с гаджетом, ведёт активную социальную жизнь, у него нет проблем со сном – всё хорошо. Игры – это развлечение, одно из тысячи возможных. И ругать ребёнка за желание себя развлечь неразумно.

Стадии развития зависимости

как избавиться от игровой зависимости

Дети не сразу становятся заядлыми игроманами. Процесс формирования зависимости весьма длительный. Сначала ребёнок знакомится с игрой, её правилами, вымышленным миром, примеряет на себя новые роли, смотрит подходит или не подходит это для него.

Стадия заинтересованности

Может длиться очень долго, и многие подростки на ней и остаются, пробуя всё новые и новые приложения. Здесь ещё нет маниакального желания играть, поэтому и опасности как таковой нет. Если ваш ребёнок играет ограниченное время, легко отказывается от гаджета в пользу других занятий, то переживать и ругаться с ним по поводу этого не стоит. Поддерживайте его в других увлечениях, и зависимость от игр вам не будет страшна.

Стадия увлечённости

игровая зависимость у детей

Первый звоночек для родителей. Мир фантазии интересует подростка всё больше, хочется поиграть чуть подольше, «ещё пять минуточек». Ребёнок пока способен отказаться от игры, но стремление вернуться туда снова возникает всё чаще. Он проводит за игрой по несколько часов в день, успеваемость падает. Хорошо, если приложение наскучит, разочарует игрока на данном этапе. Или родители мягко вмешаются в жизнь ребёнка и направят его энергию в другую сторону.

Важно понимать, что запрет на игру вызовет только больший протест, а желание играть — усилится. Если на этом этапе упустить время, зависимость довольно быстро перерастёт в следующую стадию.

Стадия зависимости

Школа, друзья, еда и сон – помеха игре. Постоянные конфликты с семьей, все мысли только о том, как улучшить свои результаты при прохождении следующего испытания. Здесь можно наблюдать полноценный синдром отмены — «ломки», когда игра становится недоступной для ребёнка.

Агрессия, апатия, депрессивные и суицидальные мысли. Всё это сигнализирует о начале серьёзных проблем у подростка. Закрывать глаза на зависимость уже не получится.

К сожалению, немногие родители смогут самостоятельно справиться с ситуацией, поэтому для блага всей семьи необходимо обратиться к специалистам, которые помогут вывести ребёнка из игромании и наладить отношения с миром, чтобы не случилось рецидива.

Стадия клинической зависимости

Ребёнок больше не в состоянии себя контролировать и может просидеть за компьютером или гаджетом сутки без сна. Снижается аппетит, наблюдается эмоциональная заторможенность, вместе с тем растёт истеричность, импульсивность. Начинаются психосоматические нарушения – головные боли, расстройства желудка, кишечные колики. У некоторых детей появляются слуховые и визуальные галлюцинации. Если срочно не принять меры и не подключить к спасению ребёнка специалистов, могут начаться необратимые изменения в головном мозге.

Можно ли разделить игры на опасные и не опасные?

зависимость игр подростков

На самом деле, нельзя назвать конкретные жанры игр, вызывающие стопроцентную зависимость. Любая игра, сделанная достаточно качественно, продумано, красочно, может привлечь внимание ребёнка и заставить его снова и снова возвращаться к экрану.

К сожалению, разработчики игр вынуждены создавать притягательные миры с секретными уровнями, интересными сюжетами, бонусными системами, иначе их продукцию перестанут покупать. Да и зависимость возникает не у всех игроков.

Если рассмотреть приложения по отдельности, то можно найти для каждого набор ключевых навыков, необходимых для успешного прохождения.

На данный момент существует множество классификаций игр. Мы рассмотрим одну из самых простых, имеющую непосредственное отношение к психологическим аспектам. Игры делятся на шесть жанров:

Действия (Экшен)

Направлены на физические навыки игрока, успешность прохождения зависит от скорости реакции, хорошей координации зрения и моторики. Для этих игр очень важны характеристики компьютера или телефона, на которых они установлены, поскольку от качества прорисовки деталей зависят действия человека.

Типичная задача для игрока этого жанра – собрать все необходимые предметы, победить всех «монстров», найти выход из локации. Некоторые игры предполагают активную работу в команде. Всё это развивает умение быстро принимать решения, мыслить стратегически, просчитывать ходы заранее, а также позволяет сбрасывать лишнюю агрессию. Однако вместе с тем, экшен-игры легко затягивают своей активностью и вызывают быстрое утомление нервной системы. Желательно ограничивать время, проводимое в подобных играх, чтобы давать возможность отдохнуть психике, а телу – размять не только пальцы.

Симулятор

виды игровой зависимости

Отличная возможность для ребёнка попробовать себя в различных ситуациях. Например, там можно управлять самолётом или собственным рестораном. Здесь главное помнить, что симулятор не даёт стопроцентной передачи реальности, а показывает только часть жизни.

Стратегии

Игры, требующие качественного мыслительного процесса. Как правило, игроку предлагается роль руководителя государства, компании или группы, и некая цель, к которой он должен привести вверенных ему людей.

Периодическое увлечение этим жанром развивает стратегическое мышление, умение видеть ситуацию широко и с разных точек зрения, принимать неоднозначные решения, думать на перспективу. Здесь перерывы необходимы, чтобы дать мозгу передохнуть, иначе вероятность совершить ошибку увеличивается.

Ролевые игры

игромания у детей

Дают возможность подростку стать кем-то другим. Не «скромным мальчиком Петей», а «последним потомком короля эльфов», например. Весьма популярный жанр среди детей, особенно неуверенных в себе.

Эти игры, к слову, встречаются не только в виртуальном мире, но и в реальном. Люди переодеваются в любимых персонажей и собираются на различных играх и фестивалях, чтобы прожить более яркую и необычную жизнь.

Если вы заметили, что ребёнок начал сильно погружаться в ролевые игры, посмотрите, насколько насыщена событиями его реальная жизнь. Возможно, ему не хватает сильных позитивных впечатлений. Поскольку каждый персонаж в игре отличается набором особых характеристик, обратите внимание на то, какие особенности выбирает ребёнок. Помогите ему развить эти качества в настоящей жизни.

Приключения (квест)

Лёгкий жанр, где игрок в образе персонажа проходит некое путешествие, преодолевает препятствия, решает задачки. Очень часто такие игры базируются на сюжетах книг и фильмов. Здесь не важна скорость реакции и стратегическое мышление – гораздо важнее наблюдательность и логика. Игроку предлагаются головоломки, решая которые он получает возможность двигаться дальше. В такие игры можно играть всей семьей. Они увлекательны и полезны. Главное – вовремя делать перерыв.

Головоломки

Игры без особого сюжета. Уровни построены на одних и тех же правилах и заключаются в решении логических задач с постепенным увеличением сложности. От игрока требуются концентрация внимания, логическое мышление, немного стратегии и интуиции. В умеренных дозах головоломки способствуют развитию умственных способностей ребёнка. 

Таким образом, нет абсолютно плохих или абсолютно хороших игр – всё хорошо в меру и вовремя. Главное правило как для детей, так и для взрослых – играть в удовольствие и в строго отведённое для этого время. Риск появления зависимости сильно снижается, если человек ведёт активную, насыщенную жизнь, а игра выступает приятной приправой к ней.

Лечение игровой зависимости

компьютерная игровая зависимость

Лечение игровой зависимости как правило не включает в себя принятия лекарственных препаратов, за исключением некоторых сопутствующих заболеваний (тревожные расстройства, депрессия, страхи). Родителям, в первую очередь, необходимо обратиться к детскому или семейному психологу. Специалист поможет грамотно наладить взаимоотношения внутри семьи, чтобы общение между родителями и ребёнком протекало в спокойной обстановке. Когда в семье доверительные отношения, детям не нужно «убегать» в виртуальную реальность.

Если по каким-то причинам обратиться к психологу не получается, следует провести ревизию своих взаимоотношений с ребёнком. Часто родители неосознанно провоцируют ребёнка к «побегу». Например, чрезмерный контроль и повышенная критичность воспитывают неуверенного в себе человека, которому легче решать задачки в игре, где можно сохраниться и начать заново, чем в реальной жизни, где за любой неверный шаг будет ждать наказание. Семьи, где чувства и желания ребёнка уважают, где можно высказывать свое мнение и самовыражаться, реже встречаются с проблемой зависимости к чему-либо.

Узнайте больше о воспитании здоровых и счастливых детей по системе позитивного родительства!

Проведите сверку своих требований к ребёнку – все ли они обоснованы и понятны ребёнку, согласен ли он с ними? Как часто ваше слово «последнее» и всегда ли это обосновано? Дети, чья самостоятельность поощряется, а инициатива поддерживается, более активны и уверены в себе. Им не нужно уходить в мир фантазии, чтобы добиться успеха.

Параллельно с налаживанием взаимоотношений с ребёнком, надо постепенно возвращать его в режим дня. Не стоит резко сокращать время, проводимое им в игре. Тем не менее, необходимо постепенно его уменьшать и заменять игру на другие активные развлечения. Просто забрав гаджет у ребёнка, не предложив альтернативу, проблему не решить.

Чтобы ввести новые правила в жизнь:

  1. Поговорите с ребёнком, не обвиняйте и не оскорбляйте его, поделитесь с ним своим беспокойством, скажите, что расстроены его пристрастием к играм.
  2. Обязательно проговорите, почему так важно временно ограничить игры («чтобы сохранить здоровье», «чтобы подтянуть учёбу»).
  3. Составьте распорядок дня совместно с ребёнком и дайте ему возможность выбрать время для игры.
  4. За пять минут до окончания игрового времени напомните, что оно подходит к концу. Не ведитесь на уговоры и угрозы, не вступайте в переговоры и торги.
  5. Чтобы иметь возможность дистанционно отслеживать количество времени, проведённое в игре, можно воспользоваться специальными приложением. Но без согласия ребёнка, устанавливать его не стоит. Это может привести к потере доверия.
  6. Не кричите, будьте спокойны даже если начался конфликт. Будьте сдержаны и последовательны в своих действиях.
  7. Освободившееся от игр время заполните новыми увлечениями, не бойтесь спрашивать, чего хочет ваш ребёнок и помогать ему в начинаниях.

Онлайн-помощники для борьбы с зависимостью от игр

зависимость от компьютерных игр у подростков

На рынке приложений для родительского контроля существует ряд программ, позволяющих отслеживать активность детей в гаджетах — время, проведённое в сети и играх, поисковые запросы и просмотренный контент.

Например, с согласия ребёнка можно установить приложение kids360, которое не только имеет функцию ограничения работы с гаджетом по времени, но и фильтрует нежелательный контент, который может прочитать ребёнок. А приложение
«Где мои дети»
 позволит, помимо просмотра статистики использования приложений, проверить реальное местоположение ребёнка.

Использование таких программ поможет не только отследить успешность реабилитации зависимого игрока, но и предотвратит возникновение игровой зависимости на ранних этапах у здоровых ребят.

Профилактика

Однако самый лучший способ борьбы с любыми зависимостями – не доводить дело до крайности. Так и с игровыми пристрастиями. Если ребёнок активно развивается, полон творческой энергии, участвует в спортивных мероприятиях, много общается с ровесниками, чувствует поддержку со стороны близких, ему просто некогда и незачем прятаться в мире игр. Поэтому поддерживайте своих детей, разговаривайте с ними, помогайте им наполнить свою жизнь смыслом, взращивайте в них уверенность в своих силах, ведь именно родители – главные люди в жизни любого ребёнка.

свернуть

11 ярких признаков игровой зависимости у детей и подростков

развернуть

Профилактика компьютерной зависимости

развернуть

Советы по безопасности детей

развернуть

СНЮС. Памятка для родителей

развернуть

Уход ребенка из дома

развернуть

 

Настораживаю­щие признаки

В поведении ребен­ка могут отсутство­вать какие-либо тре­вожные признаки.

Тем не менее, со­ветуем обратить внимание на сле­дующие обстоятель­ства:

Не выглядит ли ваш ребенок несчаст­ным?

Уверены ли вы, что он не пропускает занятия в школе?

Не случилось ли что-нибудь в вашей семье, о чем вы не успели с ним по­говорить?

Как действовать

Если вы считаете, что ваш ребенок пропускает занятия, свяжитесь с адми­нистрацией школы или с сотрудниками отдела образова­ния, отвечающий за обеспечение охвата всех детей школьно­го возраста обяза­тельным школьным обучением.

Если ваш ребенок ушел из дома, обра­титесь в милицию.

Что говорить

Дайте понять ребен­ку, насколько вы его любите и цените.

Если вы вынуждены отчитать вашего ребенка, обязатель­но скажите ему, что проблема не в нем, а в его поведении.

Если в вашей семье произошло что-то трагическое, не давайте вашему ребенку оснований считать себя вино­ватым в случившем­ся.

Профилактика

Обращайте вни­мание на любые неожиданные изме­нения в поведении вашего ребенка.

Уделяйте время своим детям, демон­стрируйте интерес к их жизни и их проблемам, позна­комьтесь с друзьями ребенка.

Соблюдайте меры предосторожности при использовании им Интернета и Интернет чатов.

Уделяйте время вашему ребенку, внимательно относитесь к его проблемам и труд­ностям.

Вы знаете, насколько важно получить хорошее образование. Сделайте так, чтобы это осознавал и ваш ребенок.

Не позволяйте вашему ребенку пропускать школу, если он не болен. Не допускайте пропуска занятий для поездок по магазинам или на отдых.

Будьте честными с вашими детьми по поводу происходящего в вашей семье.

Серьезно относитесь к любым признакам, свидетельствующим о неблагополучии

вашего ребенка. Обсуждайте возникшие проблемы с работниками его школы.

Помощь рядом. Не стесняйтесь обращаться за нею.

Уход детей из дома - проблема самых разных семей. Ее причины также разнообраз­ны. Многие из нас могут вспомнить, как когда-то в детстве пытались убежать из дома, поскольку чувствовали себя бессильными перед лицом возникших проблем либо столкнулись с несправедливостью или безразличием окружающих. Обычно уход из дома носит краткосрочный характер: ребенок не находится дома до тех пор, пока не посчитает, что родители заметили его отсутствие. Во многих случаях ребенок объявля­ется у друзей или родственников.

Уход ребенка из дома не результат его испорченности или плохого воспитания. Своим уходом дети часто пытаются сказать нам, что чем-то обеспокоены. Иногда они уходят для того, чтобы проверить, насколько в действительности они нужны своим ро­дителям.

Однако, если ребенок уходит из дома регулярно или получает подарки неизвестного происхождения, или имеет старшего «друга», то существует опасность того, что он под­вергается сексуальной эксплуатации.

Закон обязывает родителей обеспечить получение собственными детьми среднего образования и предусматривает санкции в случае нерегулярного посещения ребен­ком школы. Из-за пропуска занятий у детей возникают трудности в учебе, а в дальней­шем - в поступлении на работу или в ВУЗ. Им значительно труднее заводить друзей и поддерживать дружеские отношения. Они гораздо чаще оказываются в числе мало­летних правонарушителей. Дети, пропускающие школу, имеют гораздо больше шансов стать жертвой взрослого или сверстника, намеренного нанести им вред.

Прогулом считается любой пропуск школьных занятий без ведома родителей. Воз­можной причиной прогулов является беспокойство или страх, например, страх ока­заться жертвой насилия или издевательств со стороны сверстников по дороге в школу или из школы. Иногда дети находят некоторые предметы слишком сложными или, нао­борот, слишком легкими. У них могут возникать трудности при выполнении домашних заданий. Некоторые дети неохотно идут в школу из-за опасений, что во время их отсутствия с их родителями может что-то случиться.

 

свернуть

Памятка для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома

развернуть

Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети – это отражение и продолжение родителей. Все, чему  ребенок когда-то научился (и хорошему, и плохому) во многом зависит от Вас. Ведь именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия!!!

Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов:

1)    Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости со школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе;

2)    Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.

3)    Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.

4)    Помните! Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манимулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

5)    Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает…

6)    Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывая его желания!!! Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны.

7)    Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами.

8)    Никогда не бейте своего ребенка!!! Вместо физического наказания используйте слова, с помощью которых можно донести любую информацию до провинившегося.

 

Родитель должен помнить, если в семье случилось несчастье, ваш  ребенок ушел из дома, то необходимо организовать первоначальные розыскные мероприятия:

созвониться с друзьями и знакомыми своего ребенка, а также родственниками;

посетить их по месту жительства; проверить места возможного его нахождения, где обычно гуляет.

Если первоначальные поиски не принесут положительного результата,  необходимо обратиться в милицию с заявлением о розыске.

Родители имеют право обратиться в правоохранительные органы по истечению 2 часов с момента исчезновения ребенка.

свернуть

О подростковом суициде (памятка для родителей)

развернуть

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, ВАШИМ РЕБЕНКОМ

развернуть

1. Не отрицайте проблемы

Часто возникает мысль: «Это просто не может произойти с моим ребенком. Мы о нем хорошо заботились и учили его совсем другому». Подросток пробует наркотики не потому, что он «плохо воспитан». Им руководит стремление познать окружающий мир и не хватает жизненного опыта, чтобы понять огромную опасность некоторых из своих «экспериментов». Иногда ребенок не может противостоять давлению группы сверстников.

Знайте, что 30% подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами, происходят из семей с высоким интеллектуальным и культурным уровнем.

2. Не поддавайтесь панике

Если ваш ребенок использовал наркотик, это еще не значит, что он болен. Зависимость от наркотических веществ формируется достаточно быстро, но все же на ее развитие требуется время. Возможно, вы столкнулись с однократной попыткой, и подросток уже сам принял решение больше ее не повторять. Однако не стоит «испытывать судьбу». Вам необходимо как можно быстрее выяснить, что происходит.

3. Поговорите с ребенком

Вы можете переживать сильные отрицательные эмоции. Не начинайте разговор, пока не справитесь с ними. Угрозы и упреки заставят ребенка закрыться. Вам же, для оказания ему помощи, необходимо сохранение доверия. При проведении беседы используйте рекомендации, которым посвящена большая часть настоящего пособия. Вспомните себя в юношеском возрасте, чтобы лучше понять состояние подростка. Говорите о своих чувствах к ребенку - любви, желании уберечь его от опасности и поддержать, заставляющие вас сейчас действовать именно так. Постарайтесь выяснить, какие проблемы кроются за употреблением наркотиков (неуверенность в себе, неудачи в школе), и найти иные способы их решения.

4. Будьте позитивным образцом для подражания

Не забывайте, что живущий рядом с вами подросток прекрасно видит, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

5. Обратитесь к специалисту

Подумайте, стали бы вы лечить смертельно опасную инфекцию самостоятельно? Скорее всего, нет. Вы бы обратились за помощью к специалисту. Поступайте так же, когда речь идет о наркотиках. Возможно, вам будет легче начать с анонимных консультаций у психолога и нарколога. Если установлено наличие болезни - приступайте к лечению немедленно. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы должны защищать ребенка не от больницы, а от наркотика. Помните, что для выздоровления необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Любовь и поддержка близких помогут ребенку его обрести и сохранить в период нелегкой борьбы с болезнью.

свернуть

ПАМЯТКА "ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ ПРО ОБЩЕНИЕ В МИЛИЦИИ?"

развернуть

Не важно по каким причинам ребенок оказался в милиции: сам попросил о помощи или его задержали – алгоритм действий инспекторов будет одинаков. При доставлении подростка в милицию первоначально устанавливаются его данные (Ф.И.О, адрес проживания, место учебы и данные родителей).

Убедите детей, что лгать в милиции нет смысла, называясь другим именем и называя вымышленный адрес, поскольку на слово там не верят. Никто его не отпустит, не установив достоверные сведения о нем. Поэтому, чем быстрее подросток правильно укажет свои данные, адрес, телефон родителей, тем быстрее он покинет стены полиции. Сотрудники вправе удерживать подростка в течение 3 часов. Далее у подростка возьмут объяснение (не путайте с протоколом допроса по возбужденному уголовному делу, где обязательно присутствие законного представителя подростка, адвоката, педагога).

Объяснение ведется с целью выяснения причин и условий, которые способствовали совершению правонарушения или безнадзорности. Далее принимаются меры розыска родителей (возможно по телефону) для передачи ребенка под расписку либо подросток доставляется по месту жительства.

Если подросток был задержан, то по факту задержания сотрудник милиции направляет сообщение по месту учебы подростка для проведения с ним дальнейшей профилактической работы и предупреждения повторных правонарушений.

В случае задержания подростка в другом районе или другом городе обязательно будет направлено уведомление в орган внутренних дел по месту жительства.

свернуть

Дети.Интернет.Родители

развернуть

Алкоголизм и здоровье

развернуть

Беременность и табакокурение

развернуть

ОТНОШЕНИЯ БЕЗ НАСИЛИЯ С ДЕТЬМИ

развернуть

ВСЕ СЧАСТЛИВЫЕ СЕМЬИ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА

развернуть

ВСЕ СЧАСТЛИВЫЕ СЕМЬИ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА
 «Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая несчастлива по-своему»
Л.Н. Толстой

Как сохранить мир в семье
Что такое семья? Это союз любящих людей, которые
осознанно решили жить вместе, двигаться вместе в будущее,
растить детей и делить радости и невзгоды. Но иногда и между
любящими людьми случаются непонимания или конфликты.
Конфликт - это не всегда плохо. Если хорошо
смоделировать конфликтную ситуацию, то можно даже и
выиграть от этого! Ведь не стоит забывать, что конфликт всегда
несет с собой изменения и позволяет людям извлекать уроки и
совершенствоваться. Конфликт стимулирует любопытство и
воображение, он избавляет нас от монотонности жизни. Когда
конфликт погашен, могут установиться более тесные отношения.
С другой стороны, конфликт может нанести вред
отношениям, он отбирает время, энергию и даже деньги.
Затяжной конфликт непременно отразиться на психическом и
умственном здоровье.
Как поддержать стабильность и благополучие в семье?
 Слушайте друг друга, давайте понять, что вас
интересует содержание разговора, и вы понимаете партнера.
Способность слышать другого является более ценной
способностью, нежели умение говорить.
 Стремитесь узнать друг друга как можно
лучше: интересуйтесь увлечениями партнера, его мнением, им
самим. Те, кто занят исключительно собой и своими проблемами,
не могут полноценно контактировать с другими людьми.
 Хвалите друг друга. Большинство людей всегда
высказывают неудовлетворение, когда им что-то не нравится.
Однако немногие помнят о том, что нужно и похвалить партнера.
 Входите в положение друг
друга.  Каждый партнер должен ставить себя на место другого,
стараясь понять его мысли и переживания. В этом случае
получится быть более терпимым к другому и избежать
конфликтов.
 Не критикуйте друг друга.  Критика не должна
задевать достоинств супруга, она должна нести позитивный
посыл. Если делаете замечание, не забудьте найти также и то, за
что можно похвалить партнера.

 Не приказывайте друг другу. Никто не любит
получать приказания, потому что это напоминает об
обязанностях, а брак - это то место, где оба чувствуют себя
равными.
 Умейте признавать свои ошибки. Если вовремя
признать и исправить свои ошибки, то можно избежать множества
ссор и конфликтов. Умение понимать и признавать свои слабости
является признаком взросления и помогает успешно владеть
конфликтной ситуацией.
 Ищите компромиссы. Необходимо для выхода из
ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга,
с другой стороны, не настаивать на идеальном, максимальном
выполнении претензий.
Старайтесь понимать друг друга, идти навстречу друг другу
и любить!

свернуть

Как избежать конфликтов с ребенком?

развернуть

Секреты общения с детьми

развернуть

Четкие критерии того, как детей будут признавать находящимися в СОП

развернуть

17 января 2019 в 18:36TUT.BY

Совет министров Беларуси определил четкие критерии того, как детей будут признавать находящимися в СОППостановление правительства № 22 от 15 января заработает с 1 февраля 2019 года. TUT.BY посмотрел, как и кого по новому документу могут признать находящимcя в СОП.

 

Критерии СОПа: нет еды, тепла, родители не хотят лечить и учить ребенка

Правительство подробно расписало критерии СОПа. Их три.

  1. Родители не удовлетворяют основные жизненные потребностиребенка (детей), а именно:
  • в доме систематически нет еды, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста — от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста — от 3 до 6 лет, детей школьного возраста — от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка;
  • ребенок живет в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности, есть угроза возникновения пожара;
  • родители не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;
  • препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме).
  1. Родители не обеспечивают надзор за поведением ребенка и его образом жизни, и он совершает административное правонарушение либо преступление.

Доказательством этого критерия может стать то, что родители ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года привлекались к административной ответственности по статье 9.4 КоАП (Невыполнение обязанностей по воспитанию детей), установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка, вследствие чего он привлечен к административной либо уголовной ответственности.

  1. Родители ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей), а именно:
  • родители привлекались к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1 (Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 17.1 (Мелкое хулиганство), частью третьей статьи 17.3 (Повторное в течение года распитие спиртных напитков, употребление наркотиков и др. в общественном месте, появление в состоянии опьянения в общественном месте или на работе), 17.4 (Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение), 17.5 (Занятие проституцией), 17.8 (Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости);
  • родители употребляли наркотики, психотропы и их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, алкогольные напитки, из-за чего к ним применялись меры профилактического воздействия;
  • установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

Кто и как может заподозрить СОП

Неблагоприятную для детей обстановку могут оценить:

  • отделы образования, учреждения образования — при всеобуче, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;
  • организации здравоохранения — при оказании медпомощи, при вызове врача на дом, при выездах скорой, при медпомощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде и др.;
  • органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей — при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании социальных услуг и др.;
  • территориальные органы внутренних дел — при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений;
  • органы и подразделения по ЧС — при проведении пожарно-профилактической работы;
  • организации ЖКХ — при задолженности по коммуналке, если родители были в установленном порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;
  • госорганизации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения в общежитиях — при продлении или расторжении договора найма жилого помещения в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.

В постановлении также есть пометка, что «иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции».

Как быстро могут признать находящимся в СОП

Если какая-либо из служб посчитала, что дети находятся в неблагоприятной обстановке, то, по постановлению, она должна сообщить об этом в местный отдел образования. Он в течение следующего рабочего дня направляет информацию в учреждение образования, куда ходит ребенок или в социально-педагогический центр по месту жительства, если ребенку нет и 3 лет или он не зачислен в учреждение образования.

Руководитель учреждения создает комиссию, которая должна обследовать условия жизни и воспитания ребенка.

Акт обследования рассматривает совет профилактики и принимает решения: обратиться в координационный совет или рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

Координационный совет после может признать ребенка (детей) находящимся в СОП и определить, что должны сделать родители и госорганы, чтобы исправить ситуацию или также рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации.

Исполнение своих решений координационный совет рассматривает не реже, чем раз в квартал. Он анализирует действия родителей и госорганов, после чего может оставить ребенка в СОП, снять этот статус или ходатайствовать о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите.

Решение о СОПе родители могут обжаловать в городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах по месту принятия решения, а затем в суде. Обжалование не приостанавливает исполнение решения о СОПе, говорится в документе.Читать полностью:  https://news.tut.by/society/623011.html

свернуть

ПАМЯТКА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЕКРЕТА №18

развернуть

ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ     №18 от 24. 11.2006г.

развернуть

«О   дополнительных   мерах   по   государственной   защите   детей   в неблагополучных семьях»:

- Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркомании либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

- Государственные органы, граждане, располагающие сведениями о детях, проживающих в неблагополучных семьях, обязаны немедленно сообщать об этом, в комиссию по делам несовершеннолетних принимает решение о признании ребенка, нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей, устанавливает ему статус детей, оставшихся без попечения родителей, помещает ребенка на государственное обеспечение.

-     Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

- Со дня принятия комиссии по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

-   Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Расходы по содержанию детей взыскиваются с родителей солидарно.

-  Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения.

-    При недостаточности денежных средств на погашение расходов по содержанию детей взыскание обращается на имущество родителей.

-  В случае, если родители не работают, вопросы трудоустройства решаются судом.

-    Уклонение родителей от явки на работу или неисполнение, неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, является основанием для привлечение их к уголовной ответственности.

-  По искам местных исполнительных и распорядительных органов, чьи дети помещены на государственное обеспечение, родители могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда.

 

Официальное разъяснение закона

Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка», родители и лица их  заменяющие,  должны  создать  все  необходимые  условия  для  полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребёнка и подготовки к  самостоятельной жизни в семье и обществе.

При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством. В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Злостное невыполнение родителями или лицами, их замещающими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечёт предупреждение и наложение штрафа в размере до 3 минимальных заработных плат (ст. 162 Кодекса Республики Беларуси).

В случае, если родители или лица, их заменяющие, злоупотребляют спиртными напитками, и тем самым, ставят всю семью в тяжёлое материальное положение, то статья ГПК Беларуси даёт право членам семьи, прокурору, органам опеки и попечительства общественным объединениям обратиться в суд с исковым заявлением об ограничении дееспособности такого гражданина, что запретит выдавать ему на руки зарплату, пенсионное пособие.

Уклонение  от воспитания  своих  детей, жестокое  обращение  с  ними,  ведение аморального    антиобщественного    образа    жизни,    заболевание    алкоголизмом, наркоманией   влечёт   применение   крайней   меры   -   лишение   в   судебном   порядке родительских прав и помещение детей в детские учреждения либо в приёмные опекунские семьи (ст. 80 Кодекса Республики Беларуси).

 

 

Официальное разъяснение Кодекса о Браке и Семье

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей.

Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними,  дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - и в суд.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление своих родительских прав, жестокое обращение с детьми оказывает вредное воздействие на детей, которое может привести к лишению родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону,  также не могут быть опекунами, попечителями или усыновителями

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.

Отобрание ребёнка без лишения родительских прав и передача на его на попечение органа опеки и попечительства может произойти в том случае, если оставление ребёнка у лиц, которых он находится, опасно для него. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимися в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

свернуть

Права и обязанности родителей

развернуть

Памятка для родителей об ответсвенности за оставление детей без присмотра

развернуть

За последние  время увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.      Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни  или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет. Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии».

 Согласно ст. 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь, за оставление в опасности детей предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 159. Оставление в опасности

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
  2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –

наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

  1. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, –

наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.    

  Советы родителям:             

  • Храните спички и зажигалки в недоступном для детей месте. Научите малышей сообщать вам о случайно найденных ими спичках или зажигалках.           
  • Если ребенок проявляет любопытство к огню или играет с огнем, объясните спокойно и твердо, что спички и зажигалки - это предметы, с которыми надо быть осторожными.
  • Объясните ребенку, что во время пожара нельзя прятаться, а нужно немедленно убегать на улицу или балкон и звать на помощь.
свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ

развернуть
  1. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах. Выбирайте время для общения с ребенком. Постарайтесь запомнить детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять себя картину его школьной жизни в целом.
  2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца.
  3. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него. Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (но не отмахивайтесь словами «Сам думай!»). Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию.
  4. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения.
  5. Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало.
  6. Укрепляйте самооценку ребенка. Обучайте его анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в дальнейшем избегать повторных ошибок. Тем самым вы поддержите его интерес к увлечению.
  7. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха и обрести уверенность в себе.

 

Успехов Вам и Вашим детям!

свернуть