Педагогический проект

«Формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством этнографического и краеведческого исследования истории и культуры родного края»

 

Срок реализации: 2022 – 2025 годы

  Руководитель  педагогического проекта:

Бражникова Людмила Александровна

 

Сведения об участниках реализации педагогического проекта:

8 педагогов, 60 обучающихся

 

Цель педагогического проекта: формирование у учащихся социально-гражданских компетенций посредством включения их в деятельность по совместному решению проблем сохранения исторической и культурной памяти региона на основе изучения истории родного края.

Задачи:

  1. Разработать и внедрить учебно-методическое обеспечение для реализации программы исследования истории родного края.
  2. Обеспечить системное и целенаправленное повышение квалификации педагогов по реализации в учреждении образования устно-исторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся.
  3. Формировать социально-гражданские компетенции учащихся на   основе этнографических исследований в части развития ученического туризма.
  4. Разработать Программу сотрудничества и социального партнерства с заинтересованными общественными организациями, предприятиями, учебными заведениями, создать условия для ее реализации.
  5. Развить навыки исследовательской работы учащихся через сбор и систематизацию материалов о родном крае, о своей малой родине; участие в конкурсах и конференциях.

 

Обоснование целесообразности и актуальности проекта

Современные социально-экономические преобразования, связанные с построением гражданского общества и правового государства, требуют формирования активных, компетентных граждан, эффективно участвующих в демократическом процессе. Обществу в настоящее время крайне необходимо поколение компетентных граждан, приемлющих демократические ценности и принимающих ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, т.к. это позволит им грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.

В связи с этим особая роль принадлежит гражданскому образованию, в особой степени гражданско-патриотическому воспитанию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.

Каждый регион нашей республики богат своим историко-культурным прошлым. Определение историко-культурных ресурсов региона, способствующих формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа, является непосредственной задачей учреждения образования – участника проекта.

Становление гражданской компетентности учащихся связано с приобщением их к основополагающим ценностям отечественной и мировой культуры, определяющим гражданское самосознание и гражданскую идентичность. Мы полагаем, что гражданская компетентность позволит обеспечить подготовку учащихся к ответственной, осмысленной жизни и активной самостоятельной деятельности в демократическом правовом государстве.

Цели и задачи образования должны формироваться, исходя из глубокого, традиционного для белорусского народа и культуры понимания духовно-нравственных качеств. Воспоминания людей, тесно связанные с их осмыслением прошлого, создают коллективную историческую память общества и являются одной из форм гражданского самосознания.

Актуальность данного педагогического проекта заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у учащихся, развивает активно-познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.

Соответственно в ходе осуществления проекта будет проводиться работа по формированию у учащихся ключевых компетенций гражданственности.  

В краеведческой деятельности по изучению малоизвестных вопросов истории и современных проблем родного края будет развиваться критическое мышление учащихся, интерес к изучению прошлого, гордость за свершения предков, желание сохранить и приумножить достояние прошлого, что является основой гражданского самосознания.

Целесообразность осуществления педагогического проекта обусловлена задачами, стоящими перед учреждениями образования республики Беларусь – воспитание гражданина, умеющего выстраивать свою собственную траекторию жизни с учётом приоритетов страны, сохранение исторического наследия, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.

Актуальность темы проекта обусловлена также наличием следующих противоречий:

между современным образованием, которое стало массовым, охватывающим учащихся всех возрастов, уровней развития, способностей, интересов, индивидуальных особенностей, и возрастающим требованием к индивидуализации обучения, осуществления личностно ориентированного подхода;

между необходимостью и потребностью общества иметь активных и образованных граждан, способных в реальной практике реализовывать свои гражданские права и обязанности, и отсутствием специально формируемой у учащихся гражданской компетенции, обеспечивающей им знания, навыки и готовность принять участие в общественной жизни государства;

между современными потребностями общества в развитии гражданских инициатив населения по выявлению, сохранению, развитию традиций народной культуры и воспитанию на их основе подрастающего поколения, и отсутствием современных педагогических концепций и технологий участия учреждения образования в выявлении, поддержке и развитии таких инициатив на региональном уровне.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий и обусловило тему педагогического проекта «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством этнографического и краеведческого исследования истории и культуры родного края». В теоретическом плане это проблема обоснования содержания структурных компонентов социально-гражданских компетенций учащихся. В практическом плане это проблема определения содержания и условий формирования социально-гражданских компетенций учащихся с использованием этнографического материала.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:

учебных занятий по истории и обществоведению, белорусскому языку и литературе, занятий учащихся по туризму;

организацию мероприятий, посвященных празднованию памятных дат и знаменательных событий истории родного края как фактора укрепления гражданской позиции и патриотизма;

творческого поиска учителями различных форм организации деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека.

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования будет способствовать правильному пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов, присущих нашему обществу, осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.

 

 

 

поделиться в: