В виртуальное прошлое

02.02.2022

 

 

Как информационные технологии помогают в сохранении исторической памяти

 Не всегда школьный музей может похвастаться обширной коллекцией экспонатов, не всегда условия могут позволить иметь большие экспозиции.  И тогда на выручку таким реальным музеям  приходит виртуальный. О том, как Негорельская базовая школа использует современные информационные технологии  в  деле сохранения историко-культурного наследия  рассказали директор учреждения Анатолий Свиридчук и учитель физики и информатики Александра Клименко.

Зачем нужен StoryMapJs

Наглядность — бесценное качество информации, особенно когда речь идёт о множестве далёких от событий и мест, в которых никогда не бывал. Учителя истории и географии конечно же поймут, о чём идет речь. И один из самых эффективных способов сделать информацию наглядной — разместить её на карте.

StoryMapJS — это бесплатный сервис, созданный для онлайн-СМИ, который позволяет располагать мультимедийную информацию на карте. Несмотря на расчет на представителей СМИ, он будет полезен тем, кто делает учебные онлайн-проекты или создаёт контент  для онлайн-образования.

Есть несколько вариантов работы со StoryMapJS. Первый — пользоваться стандартными онлайн-картами в обычном режиме, располагая на них слайды с текстами, фотографиями и другой информацией. 

Второй вариант работы с сервисом — «Gigapixels» — позволяет загрузить в качестве «карты» любое цифровое изображение, желательно в высоком разрешении. Так, вы можете использовать старые карты из архивов, фотографии, разбирать по деталям произведения искусства. Сервис интегрирован с Google Drive, поэтому для работы с ним нужен гугл-аккаунт.

 Возможность организовать групповую работу в сервисе отсутствует. Но можно организовать совместную работу по сбору материалов для создания интерактивной карты (видео, аудио, тексты, ссылки на веб-ресурсы). С помощью сервиса можно создать виртуальное путешествие по городам и странам, рассказать о жизни известных личностей, составить путевой дневник поездки класса, показать города, в которых проходят знаменательные события, например, олимпиады, концерты знаменитостей, выставки и т.п.. Учителя могут создавать материалы к урокам. Например, по истории можно создать иллюстрированный рассказ о сражениях, разместив на карте точки мест сражения и добавив фотографии, текст с описанием, фрагменты видео. По литературе можно создать карту путешествия литературных героев или мест, описанных в книге и т.п. Журналистам данный сервис позволит по-новому преподнести новостную информацию. Организаторы конкурсов могут разместить на карте информацию об участниках или командах.

История и виртуальность

Анатолий Свиридчук:

Проект возник как заявка на конкурс «IT-мозаика». Как раз у нас в школе есть учитель, разносторонне развитый и всегда интересующийся чем -то новым – Александра Игоревна. И решили к Году исторической памяти сделать не просто интерактивную карту с отметками из пункта А в пункт Б, а создать целый мультимедийный комплекс. Задумка была такая: дети, которые занимаются и любят заниматься дополнительно историей, могут с помощью этого проекта расширить свои исторические знания, ведь все информация, которая должна размещаться в нашем проекте более объёмная в сравнении с учебным материалом из учебника. Кроме расширения общего кругозора мы рассчитывали через проект развивать пространственные представления – учащиеся, которые работают над проектом, должны работать с картой, как с исторической, так и географической, размещают объекты на виртуальной карты, создают целые маршруты. Таким образом здесь у нас задействовалась связь с таким учебным предметом как география. Но работа с картой – это только малая часть, что делают ребята. После того как мы получили карту, нам нужно наполнить ее информацией. И вот здесь участникам проекта нужно поработать с самыми разными источниками: тексты, видео, аудио. Например, есть блок «Первые оборонительные бои на территории Беларуси».  Сперва создаем метки на карте «Радошковичи», «Минск», «Орша», «Брест», «Могилев». Затем размещаем уже информацию. Это может быть и текст, и ссылка.  После этого у пользователя будет возможность наглядно изучить тему.

Самый главный плюс сервиса StoryMapJS для нас в том, что он довольно прост в использовании. Чтобы работать в нем, педагогу и учащемуся не нужно обладать какими-то специальными знаниями по программированию. Все интуитивно и понятно.  А для меня как директора учреждения в сервисе очень важна универсальность: он подойдет для любого учителя-предметника. Хотелось бы отметить активность учащихся, которые с энтузиазмом взялись за работу по сбору нужной информации. С учетом того, что не всегда хватает источников, ребята в основном работали с интернет-ресурсами. В будущем мы планируем создать подобный комплекс по истории Негорелого, и он по задумке станет частью виртуального музея школы. Создание такого ресурса, но уже по местной истории очень поможет в деле по сохранению исторической памяти, ведь Негорелое и школа имеют очень интересное прошлое. В годы немецкой оккупации здесь располагались и местная комендатура, филиал концлагеря. И сервис StoryMapJS подойдет для того, чтобы наглядно показать, что происходило в годы Великой Отечественной войны. Да, это ужасные события, но мы не должны забывать о том, что было. Поэтому я надеюсь, что у нас получится реализовать этот проект. Но конечно же мы не отказываемся и от реального музея. И внушает оптимизм то, что есть группа ребят, которые очень интересуются историей Беларуси, поэтому у нас и есть возможность заниматься осуществлением наших идей.

Александра Клименко:

Я хотела бы еще раз отметить, что работать со StoryMapJS не трудно. По сути это работа с обычной картой Яндекса, которая вводится в поисковике, и вставкой необходимой нам информации. Конечно, есть в сервисе и немного кода HTML, но здесь нужно знать буквально несколько простых команд, которые может осилить уже шестиклассник.  Но нужно быть готовым к тому, что работать придется много. Но своим примером Анатолий Александрович, который не только директор школы, но еще и учитель истории, показывает, что только через упорный труд можно достичь чего-то значительного.

В заключение хотелось бы отметить, что проект Анатолия Свиридчука и Александры Клименко вышел в финал областного конкурса «It-мозаика», и теперь творческой команде предстоит защитить свое творение в форме видеоконференции.

ссылка dzr.by

Ещё в этом разделе