6 класс

Тест «Стили семейного воспитания»

развернуть

Уважаемые родители! С помощью этого теста попробуйте оценить свойственный вам стиль семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете (будете подавать) ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

 

 

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

 

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Интерпретация результатов теста

  • Авторитетный стиль (демократический, сотрудничество). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

• Авторитарный стиль (автократический, диктат, доминирование). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители своим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

  • Либеральный стиль (попустительский, снисходительный). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
  • Индифферентный стиль (безразличный). Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

 

свернуть

Психологический тренинг Профилактика проблемного поведения подростков

развернуть

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Многие дети в этом возрасте разительно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться со злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. Проблем у переходного возраста много: неуверенность в себе, тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. И воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть.

Причины вызывающего поведения подростков:

  1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «НЕ лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
  2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности. («Ничего хорошего из тебя не получится! Ты не сможешь справиться с этим заданием!»). Либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
  3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
  4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у ребенка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Социальная сфера. Ребенку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где дети приобретают новые формы поведения и получают определенный статус. Именно в этот период родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Ребенку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека. Но своим поведением дети изучают и вашу реакцию. Им важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.

Давайте потренируемся!

1. Упражнение «Чистый лист»

Цель: осознание факторов риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению

Возьмите чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки.

Представьте себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье - часть ее души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ........

Когда он становится никому не нужен ... что происходит с его душой?

В листе бумаги появляется большая дыра. Душа ребенка становится сплошной черной дырой .... и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.

2. Упражнение «Типичная фраза»

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

«Я уверена, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

«Ты опять врешь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду», «Мне не нравиться, когда меня обманывают, постарайся больше так не делать»

Попробуйте самостоятельно предложить фразы, более мягкие и позитивные, сохраняя общий смысл высказывания.

«Мы в твои годы жили гораздо хуже!»

«Ты должен ценить заботу старших!»

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений. Отсутствие прочных связей в семье инициируют в таких подростков постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают чувство провала, безнадежности, и поэтому они уже не способны устанавливать близкие отношения, и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше удаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны окружения.

3.Упражнение: «Мой ребенок – идеальный; мой ребенок – реальный»

Цель: осознание индивидуальных и личностных качеств своего ребенка

Подчеркните качества, которые вы больше всего цените в других людях. Выпишите в графу «Мой ребенок реальный» по три качества из каждой графы, которыми, на ваш взгляд, обладает ваш ребенок.

4.Упражнение “Трудные ситуации”

Цель: формирование воспитательного ресурса семьи, направленного на коррекцию отклоняющегося поведения подростка.

Уважаемые родители, вам предлагаем следующие ситуации.

Ваши действия…

Ситуации:

1.Классный руководитель позвонил вам сказав, что ваш ребенок весь урок баловался, мешал другим ученикам, после сделанного ему замечания, вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью, и больше не вернулся на урок.

2.Классный руководитель позвонил вам сказав, что ваш ребенок подрался с одноклассником, оскорбил учителя, когда тот сделал ему замечание. Ушел с уроков, никого не поставив в известность.

«Добро воспитывается добром, а зло - злом». Подросток делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь подростку поверить в себя, осознать свои возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ситуации успеха своему ребенку.

  

5. Упражнение «Облака настроения»

Задание: «Нарисуйте на левой половине листа бумаги два серых облака и напишите в каждом одну свою «трудную» мысль, начинающуюся со слов «Мне трудно с моим ребенком…». Рядом на правой стороне листа нарисуйте два светлых облака, в которых превратите каждую свою «трудную» мысль в обнадеживающую «Я справляюсь с этим...» или «Мне поможет справиться с этим…»

Практические рекомендации

- При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.

- Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.)

- Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

- Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п.

 

Памятка для родителей

  1. Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
  2. Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.
  3. Идите на компромисс. Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.
  4. Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.
  5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
  6. Будьте тверды и последовательны. Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.
свернуть

Консультация Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

развернуть

Почему подростки начинают пробовать наркотики?

·       возможно, это выражение внутреннего протеста;

·       может, это знак принадлежности к определенной группе;

·       это риск, а потому интересно;

·       это приносит приятные ощущения;

·       это помогает чувствовать себя взрослым;

·       это помогает забыть о проблемах;

·      он не умеет говорить «нет»

Если вы подозреваете, что подросток склонен к употреблению наркотиков или употребляет наркотики:

·     Не читайте мораль.

·     Ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте их.

·   Разговаривайте с детьми. Если вы не общаетесь, значит, отдаляетесь друг от друга.

·     Умейте слушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.

·     Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.

·   Будьте рядом – важно, чтобы подростки понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

· Будьте тверды и последовательны. Не выставляйте условий, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.

·       Старайтесь делать все вместе. Планируйте общие интересные дела. Нужно как можно активнее развивать интересы подростка, чтобы дать им альтернативу, если вдруг им предстоит сделать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.

·     Общайтесь с их друзьями. Подросток ведет себя по-другому, находясь под влиянием окружения.

·     Не запугивайте. Ребенок может перестать вам доверять.

· Не подавляйте волю подростков. Предоставьте им выбор в принятии решения. Давайте им возможность отстаивать свое мнение. Они должны научиться говорить «нет». И вы должны помочь им в этом.

·     Помните, что дети нуждаются в вашей поддержке. Помогите поверить им в свои силы.

Признаки употребления наркотических веществ

Наркомания является быстропрогрессирующим заболеванием, поэтому, чем раньше вы обнаружите, что ребенок употребляет наркотики, тем эффективнее и быстрее ему можно будет помочь. Но распознать наркомана (особенно с небольшим стажем) чрезвычайно трудно. К тому же многие наркоманы используют инсулиновые иглы, не оставляющие следов от укола.

 

Когда же стоит бить тревогу? Когда для этого есть серьезные основания?

Признаки, которые должны насторожить взрослых:

-             бледность кожи;

-             расширенные или суженные зрачки;

-             покрасневшие или мутные глаза;

-             замедленная речь;

-             частые простуды;

-              плохая координация движений;

-             следы от уколов, порезы, синяки;

-             свернутые в трубочку бумажки, фольга;

-         маленькие ложечки, капсулы, пузырьки, неизвестные таблетки, порошки.

Изменения в поведении:

-              нарастающее безразличие, высказывания о бессмыслии жизни;

-             уход из дома и прогулы в школе;

-             ухудшение памяти, падение успеваемости;

-             невозможность сосредоточиться;

-             бессонница, чередующаяся с сонливостью;

-             болезненная реакция на критику, агрессивность;

-             частая и резкая смена настроения;

-             необычные просьбы дать денег или появление сумм неизвестного происхождения;

-             пропажа из дома ценностей, книг, одежды;

-             частые необъяснимые телефонные звонки

Вы должны знать, что наиболее вероятный возраст вовлечения в наркотическую зависимость – 9-19 лет; наркотическая зависимость может наступить после 2-10 инъекций героина.

Будьте внимательны к своим детям!!! Они-лучшее, что у нас есть!!!

Если Вы предполагаете, что ребенок употребляет наркотики…

РАЗБЕРИТЕСЬ В СИТУАЦИИ

Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке своего сына след от укола, это еще не означает, что ребенок станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотика хотя и формируется очень быстро, но все же на это требуется время. Кроме того, бывают случаи, когда подростка вынуждают принять наркотик под давлением или в состоянии алкогольного опьянения.

Помните и о том, что многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (например, обезболиваю­щие наркотики, масочный наркоз и т. д.). Находите в себе силы спокойно во всемразобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам следует обратиться за помощью. И постарайтесь с первых минут стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.

СОХРАНИТЕ ДОВЕРИЕ

Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику и запугиваниям. Это, ско­рее всего, оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы и произносить запугивающие заклинания. Возможно, для вашего сына это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы сможете поговорить со своим ребенком на равных, обратиться ко взрослой части его личности. 'Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте (например, первом опыте употребления алкоголя). Было ли тогда важным для вас почувствовать себя взрослым или быть принятым в компании, или испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные проблемы стоят сейчас перед вашим ребенком. Возможно, что наркотик для него сейчас — это способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

ОКАЗЫВАЙТЕ ПОДДЕРЖКУ

«Мне не нравится то, что ты делаешь, ноя все же люблю тебя и хочу тебе помочь», — вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Подросток должен чувствовать, что, чтобы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытым для своего ребенка. Пусть у него как можно чаще будет возможность обратиться к вам со своими трудностями.

Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий, поощряйте интересы и увлечения подростка, которые станут альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, пригла­шайте их к себе домой. И, наконец, помните, что сильнее всего навашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым сомнительным веществам типа табака, алкоголя или лекарств, будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими, как наркотик.

ОБРАТИТЕСЬ К СПЕЦИАЛИСТУ

Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему, — обратитесь к специалисту.

свернуть

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи

развернуть

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. 

 

Семья -общечеловеческая ценность.

Семья -важнейший институт социализации подрастающих поколений.

Семья -малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи- воспитание детей.

Каковы функции и задачи развивающей деятельности современной семьи?

Главными функциями семьи являются:

*воспитательная;

*оздоровительная;

*духовно-нравственная;

*познавательно-образовательная;

*бытовая;

*трудовая;

*культурно-просветительная;

*досугово-творческая;

*стимулирующая самостоятельный опыт личности;

*охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

*помощь в социализации личности;

* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

*климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

*режим семейной жизни;

Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

Поэтому особенно следует проанализировать то, как и какие потребности детей, удовлетворяются в семье. Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия и развития ребенка.

Существует иерархия различных потребностей человека. Физиологические потребности (есть, пить, спать и пр.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. Где, как не в семье может ребенок их удовлетворить. Только родители на протяжении всего периода детства (особенно на более ранних этапах) могут обеспечить ребенку нормальное питание и сон.

За ними следует потребность в безопасности (физической и психологической). Ребенку в своей жизни часто приходится сталкиваться с внешним миром: с его необычностью, новизной й опасностями. При взаимодействии с другими людьми, взаимоотношениями, правилами и т. п., он может оказаться в сложной ситуации. В такие моменты ребенку необходимо спрятаться в некой психологически безопасной, комфортной нише, роль которой должна выполнять семья.

Удовлетворение этой потребности создает возможность для развития потребности в общении, привязанности, любви. Именно заботливое и чуткое отношение родителей становится источником удовлетворения этой потребности.

Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то в поведении могут возникнуть новые черты.

Физически крепкий ребенок, которому не угрожает опасность, его любят, начинает исследовать окружающий мир. И здесь важна поддержка родителей: поощрение любознательности, креативности, предоставление свободы действий и информации об интересующем объекте или явлении. Эта потребность в исследовании очень быстро перерастает в потребности в информации и знаниях и в эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте, симметрии). Родители для их удовлетворения могут обеспечить ребенку увлекательные игры, походы в кино, театры и на выставки, приобщить ребенка к семейным ценностям и традициям.

Соблюдение семейных традиций и ценностей – прямой путь к внутреннему благополучию, к прекрасному душевному и физическому состоянию. Даже за пределами дома человек будет поступать согласно установленным в его сердце ценностями. В реальности они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Поэтому важно каждому родителю создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной и зрелой личности.

Важно, чтобы ценности были едиными между каждым членом семьи. Приложите все усилия, чтобы они соответствовали высоким нравственным нормам.

Есть еще одна более глубокая потребность, — потребность познать самих себя и доискаться до смысла своего существования, до определенного места, которое они занимают в социальной группе, во всем обществе и, наконец, во Вселенной». Удовлетворение такой потребности тесно связано с развитием чувства самоуважения. Эта потребность может выражаться как в погоне за общественным одобрением и признанием, так и в желании быть независимым и свободным. Этот вид потребности зависит от того, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка. Самостоятельность для него — «это умение и желание действовать, в жизни так, как подсказывает собственный, личный опыт, воплотивший в себе социально-ценные, одобряемые и усвоенные им программы и нормы поведения». Именно взрослый для ребенка — эталон, носитель общественных норм и образцов поведения.

Помните, что семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается.

Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека не только успешно обучающегося и образованного, сколько нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества. Использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.

В настоящее время это сложно. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.

Первый урок нравственности – безнравственности дети получают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие формируют нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума.

Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.

В семье должны придерживаться одних и тех же требований.

1 Каждый ребенок, должен знать, что его любят. Если нет – он не будет уважать своих близких и вообще людей.

2 Ребенок должен жить в атмосфере искренности и правды иначе дисциплина и долг, деликатность и порядочность не будут привиты.

3 Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Разъяснять, не обсуждая личности, а анализируя ситуацию.

4 Исключение из обращения безнравственных приемов наказания ребенка. Наиболее возможно порицание – резкая оценка действий без оскорблений.

5 Закон понимания можно, надо, нельзя. Иначе – отношение к своим желаниям как к чуду и требование его выполнить.

6 Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага с ней связанные. Свой пример всегда полезней.

7 Культивировать в семье положительные привычки. Не словом, а делом. Если приучаете ребенка не курить, то и сами бросьте вместе с ним. Конечно, проще запрещать, но попробуйте быть под запретом вместе.

8 Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительно. Ребенок должен знать сочувствие, переживание, доброту и любовь. Ведь это основные качества в семейных отношениях.

9 Максимально оградить от общения с безнравственными людьми, так как важнейшим методом овладения знаниями, опытом, умениями у детей является имитация. Поэтому родители должны продумывать и контролировать каждый свой шаг и поступок, чтобы не стать примером безнравственности.

Соблюдайте основные правила семейного воспитания

Помните, дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и ее недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни, самооценке и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье, понимал, что его принимают и любят оба родителя

Ни в коем случае не обсуждайте в негативном свете других людей при ребенке. Он отлично все запоминает, перенимает и даже повторяет. Поэтому поведение ребенка – это зеркальное отражение поступков и слов родителей. Не стремитесь построить собственное счастье на чужом несчастье. Ели вы позволяете себе негативно высказываться, унижать кого-то, высмеивать чужие недостатки, обманывать или приукрашивать ситуацию в  присутствии ребенка, чего вы ждете от его поведения в дальнейшем?

У каждого члена семьи своя роль, поэтому важно ее знать и соблюдать. Хотя дети занимают важное место в жизни родителей, нужно дать им понять, что они не являются королями в семье. Отношения между супругами – превыше всего, не жертвуйте временем и вниманием, которое вам следует отдавать друг другу. Сохраняйте уравновешенность. Ведите всей семьей здоровый образ жизни, вырабатывайте здоровые привычки и традиции, например, велосипедных прогулок всей семьей или походов в выходной день. Счастье и удовлетворение от жизни напрямую зависит от состоянияздоровья. Уделите достаточное внимание режиму сна, отдыху, питанию и занятиям спортом, и ваши дети последуют вашему примеру.

Проявляете взаимное уважение в семье. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было не от случая к случаю, а постоянным.

В каждой семье есть ценности и традиции, некоторые даже передаются из поколения в поколение. Они формируют в сердце детей и взрослых ощущение стабильности и гармонии, ведь независимо ни от каких других обстоятельств запланированное мероприятие состоится.

Благодаря традициям у детей остаются яркие воспоминания о детстве и прошлом.

Дополните семейный альбом интересными подписями, делайте их с детьми и другими членами семьи, например, бабушками и дедушками. Играйте вместе! Найдите общее семейное хобби! Мастерить что-то своими руками – полезное и увлекательное занятие. Это даже может стать личным хобби. Приобщайте детей к подобным занятиям, с помощью даже элементарных поделок у детей разовьется положительное отношение к труду и работе. Готовую поделку подарите своим знакомым, родным или друзьям.

Помните, формирование семейных ценностей происходит даже в игре. Дети и не заподозрят, что вашей целью является их воспитание, они просто будут проводить с вами время и наслаждаться счастливым и беззаботным временем! 

И в завершении: Воспитание - одна из главных задач школы, но воспитать только в школе невозможно. Оттого и не получается иногда целостная личность, что в школе учат «высокому», иногда оторванному от внешнего мира, а дома «приземленному», но такому нужному для выживания. Если взаимодействие родителей и школы будет носить характер союза, а не конфронтации ребенок будет высоконравственным гражданином, гордостью и образцом для подражания.

свернуть