8 класс

Консультация «О родительском авторитете»

развернуть

  Современным мамам и папам часто кажется, что авторитет родителей - отжившее понятие, уходящее корнями в домостроевские авторитарные методы воспитания. В большинстве случаев под родительским авторитетом понимают беспрекословное подчинение младшего старшим.  «Зачем малышу такое давление? – думают родители. – Ему нужны лишь наши любовь и забота». Насколько это мнение ошибочно, мамы и папы понимают по мере того, как растет их ребенок.

        Авторитет родителей, конечно же, не означает, что ребенок беспрекословно выполняет ваши команды и делает только то, что удобно вам. На свой авторитет работает тот родитель, который всегда готов отвлечься от своих дел, чтобы прийти ребенку на помощь. Спокойное поведение и умение справляться с трудностями, отстоять при необходимости интересы свои и ребенка, способность действовать последовательно, не менять без причины своих решений и намерений – главные составляющие авторитета и повод для уважения со стороны ребенка.

        Работа над ошибками. Какие промахи чаще всего совершают родители, игнорируя формирование авторитета?

  • «Ребенок знает лучше нас». Так думают родители, которых в детстве «угнетали воспитанием» и которые, вырвавшись на свободу и обнаружив, что из родительских нравоучений не вышло ничего хорошего, решают пустить воспитание своего ребенка на самотек. Они считают, что природой в ребенка заложено достаточно инстинктов и разума, чтобы он научился всему без активного вмешательства старших. Действительно, ребенок многое «знает» сам, но те знания, которыми наделила его природа, предназначены для жизни в естественных условиях и небольшом человеческом сообществе. Так, ребенок хорошо «знает», что при повышенной температуре лучше отказаться от еды и перейти на сок, но не знает о том, насколько вредно объедаться чипсами и конфетами.
  • «Да что я могу ему дать?» Такая установка свидетельствует о том, что у родителей занижена самооценка. Чаще не у обоих, а у одного из них. Например, у мамы, которая до рождения ребенка не успела сделать карьеру, а теперь на какое-то время вынуждена стать домохозяйкой. От стирки, готовки, прогулок, недосыпаний она настолько устала, что ей кажется: жизнь кончена, а она сама – слаба, замучена, неинтересна. Такая мама становится для ребенка не авторитетом, а обслуживающим персоналом.
  • «Я умная, а папа - тупица». Это позиция родителей, которые просто-напросто не проявляют уважения друг к другу. Таким образом, они не создают, а подрывают свой авторитет. Бывает, что не сами родители, а представители старшего поколения, бабушки-дедушки, обращаются со своими детьми, как с непослушными подростками. Малыш тут же делает вывод, что его мама и папа еще не могут быть воспитателями: сами маленькие и несмышленые.

        Способы подорвать свой авторитет в глазах ребенка:

  • Физические наказания. Рукоприкладство – отличный способ вызвать у ребенка чувство страха и унижения. Воспитательные формулы «боится - значит уважает» и не поддающееся никакой логике «отшлепать, чтобы не ревел» подойдут, если гармоничные отношения с ребенком не входят в планы родителей.
  • Потеря контроля над собой. Повышать голос, срывать свой гнев на домочадцах, впадать в истерику – вот верные пути показать ребенку свою слабость и ненадежность.
  • Обесценивание чувств ребенка. Дежурные фразы на расстройство ребенка, вроде: «Не огорчайся из-за ерунды», «Кому-то в 100 раз хуже, чем тебе», а также неприятие его плохого настроения – отличный способ дать ему понять, что его чувства не имеют значения и никому не интересны.
  • Противоречивые требования к ребенку. Заставить ребенка засомневаться в том, можно ли доверить родителям свое воспитание, помогут противоречивые требования к его поведению и непоследовательность в запретах и наказании.
  • Чрезмерная демократичность в общении с ребенком. Создание ситуации, когда у ребенка возникает впечатление, что подружка есть, а мамы нет.
  • Заискивание перед ребенком. Чтобы ребенок понял, насколько родителям тяжело выбрать линию поведения с ним, следует выбирать в разговорах по спорным вопросам извиняющийся тон – это точно даст ему понять, кто здесь главный.
  • Перекладывание ответственности на другого родителя. Чтобы показать ребенку, кто в семье ничего не решает, нужно почаще отсылать его к другому родителю со словами: «Спроси у мамы/папы».
  • Привлечение окружающих к воспитанию ребенка. Жалобы на ребенка окружающим или иное обсуждение ребенка в его присутствии, высмеивание, пусть и в шутку, – отличный способ унизить не только ребенка, но и себя в его глазах.
  • Переход в конфликте на сторону другого. Чтобы указать ребенку, что авторитет учителей, врачей, соседей всегда важнее его мнения и чувств, родителям следует в любом конфликте автоматически принимать сторону другого взрослого. Для верности нужно заставить ребенка извиниться, когда он себя виноватым не чувствует.
  • Неумение выстроить отношения с супругом. Дети нелегко переживают сложные отношения в семье. Ссоры между родителями вызывают страх, чувство беззащитности.
  • Употребление алкоголя и курение.
  • Неумение признавать собственные ошибки. Неумение извиниться или желание всегда оправдывать свои самые неблаговидные поступки показывают, что человек и сам еще недостаточно повзрослел и сформировался как личность.

        Для того чтобы ребенок признал ваше право советовать и воспитывать, необходимо приложить некоторые усилия. Соблюдайте «10 заповедей авторитетных родителей», и ваши старания окупятся.

  1. Не теряйте самоуважения. Если вас замучили ежедневные обязанности, а помощи ждать неоткуда, попробуйте немного сократить их. Это необходимо, чтобы иметь возможность прийти в себя.
  2. Относитесь друг к другу с уважениемВажно, чтобы это понимали все члены семьи и не допускали пренебрежительных, насмешливых интонаций в разговоре с любым из домочадцев.
  3. Не допускайте неуважительного отношения к вам самим. Умейте, избегая грубости, поставить на место хама в магазине, транспорте, во дворе. Пусть ребенок видит, что вы можете постоять за себя.
  4. Вступайтесь за ребенка, если он несправедливо обижен. Это не означает, что надо все время вмешиваться в детские игры и мчаться на защиту своего чада по любому поводу. Но не лишайте ребенка вашей поддержки, когда она ему по-настоящему нужна.
  5. Отвечайте на вопросы ребенка. Ваши знания, компетентность являются для него не только возможностью получить необходимую информацию, но и лишним поводом для уважения.
  6. Не обманывайте ребенка. 
  7. Не подводите своего ребенка. 
  8. Не меняйте необоснованно ваших решений. Если вы решили наказать ребенка за какой-то проступок, лишив сладкого или просмотра мультиков, доводите наказание до конца, не сдавайтесь под напором слез и нытья. Если вы сдадитесь, авторитет пострадает очень сильно, ведь ребенок решит, что всегда сможет с помощью капризов повернуть дело в свою пользу.
  9. Никогда сгоряча не наказывайте ребенка. Сначала убедитесь, что он на самом деле виноват. Незаслуженное наказание запомнится надолго и нанесет ущерб родительскому авторитету.
  10. Постарайтесь не выражать паники, неуверенности, нетерпения, если вы попали в неприятную ситуацию. Авторитетен прежде всего тот родитель, на которого можно положиться в любой, даже самой затруднительной, ситуации.

        Таким образом, авторитет родителей растет, когда родители сочетают в своем подходе заботливость и разумную требовательность. Родительский авторитет приобретается годами самоотверженной работы обоих родителей и является важной составляющей успешности воспитания детей в семье.

свернуть

Тест: Кто вы для своего ребёнка? Приятель, Босс или Авторитет?

развернуть

Личность человека также индивидуальна, как отпечатки пальцев. Темперамент и опыт влияют на то, как родители относятся к детям, и как дети реагируют на старания мамы и папы. Каждый родитель обладает собственным стилем воспитания. Этот тест поможет разобраться, какие принципы взаимодействия с детьми вы считаете правильными

На каждый вопрос выберите ответ, который кажется вам правильным:

1А. Ребёнку нужно только одно — чтобы его любили.

1Б. В семье необходимы правила и дисциплина.

1В. Ребёнок нуждается как в любви, так и в ограничениях.

2А. Когда ребёнок не слушается, я постараюсь понять его.

2Б. Когда ребёнок не слушается, его нужно наказать.

2В. Когда ребёнок не слушается, родители должны использовать эту ситуацию, чтобы научиться лучше общаться друг с другом.

3А. Я не обращаю внимания, когда дети относятся ко мне без уважения.

3Б. Дети должны уважать родителей. И моя задача — обеспечить это.

3В. Когда ребёнок ведёт себя плохо, я стараюсь выслушать его и понять, что стало причиной такого поведения. Возможно, он проголодался или испытывает стресс.

4А. Детей бесполезно наказывать. Всё, что им необходимо, это любовь и понимание.

4Б. Начнёшь баловать — испортишь ребёнка. Иногда в интересах детей наказать их.

4В. Дети должны знать, к каким последствиям приведут их поступки. Но наказания не учат ничему полезному.

5А. Я не устанавливаю особых правил для детей. Мы во всём разбираемся по ходу дела.

5Б. Я взрослый, а значит, моя обязанность — установить в семье правила.

5В. Я обсуждаю с детьми правила и то, как обеспечить их выполнение.

6А. В нашей семье нет правил без исключений, поэтому их часто нарушают.

6Б. Законы не должны всем нравиться. Их просто надо выполнять.

6В. Для меня важно, чтобы дети понимали правила, принятые в нашей семье.

7А. У нас не так много правил. Одним нарушением больше, одним меньше — это не проблема.

7Б. Когда ребёнок нарушает правила, его следует наказать. Это мой родительский долг.

7В. Когда дети нарушают правила, я учитываю контекст. Прежде чем перейти к последствиям, я выясняю, что случилось, и пытаюсь понять точку зрения ребёнка.

8А. Мои дети не всегда выполняют домашние обязанности, но что я могу с этим поделать? Это же дети!

8Б. У каждого ребёнка в нашей семье есть обязанности. Он должен их выполнить, прежде чем получит какие-либо привилегии. И никаких исключений!

8В. Я ожидаю, что дети выполнят свою часть домашних обязанностей, но готов выслушать их предложения и пойти им навстречу.

9А. Мне часто приходится подкупать детей, чтобы заставить сделать то, что я от них хочу.

9Б. Мои дети прекрасно знают, что будет, если они не выполнят то, что им велено.

9В. Мы разработали систему ожиданий и последствий, которая работает эффективно.

10А. Я потакаю детям и часто иду на уступки.

10Б. Никаких переговоров. Я родитель и я устанавливаю правила.

10В. Мы тратим много времени на переговоры, обсуждая семейные правила и последствия их нарушения. Для меня важно, чтобы дети понимали, что от них хотят, и отвечали за последствия.

Итак, к какому типу родителей вы относитесь?

А Если большинство ваших ответов «А», у вас попустительский стиль воспитания. Вы для детей скорее Приятель, чем мать или отец. Вы любите своих детей и хотите для них лучшего. Вам кажется, что любые ограничения излишни, предпочитая жить в атмосфере гармонии.

Б Если большинство ваших ответов «Б», вы авторитарный Босс. Вы предоставляете детям структуру, необходимую, чтобы они выросли, впитав ваши ценности. Вы видите свою роль в том, чтобы быть командиром и наставником детей, а не их другом. Поэтому вы не считаете необходимым объяснять правила и обсуждать приказы. Когда дети не подчиняются, ваша задача — добиться, чтобы они были должным образом наказаны.

В Если большинство ответов «В», вы попадаете в категорию Авторитет. Вы хотите, чтобы ваши дети чувствовали себя любимыми, но признаёте, что им необходимы ограничения, пока они не станут достаточно взрослыми, чтобы позаботиться о себе. Вы избегаете угроз и наказаний, используя позитивное подкрепление. Авторитетные родители ожидают сотрудничества, предлагая детям эмоциональную поддержку. Когда дети ведут себя плохо, они готовы потратить время, чтобы выслушать и разобраться в их проблемах. Они требовательны, но в то же время чутко реагируют на потребности детей.

Какой подход эффективнее и почему?

Семейные психологи установили, что к лучшим результатам приводит категория «Авторитет». Даже если один из родителей придерживается этого стиля, дети с большей вероятностью вырастут независимыми и социально успешными. Они реже испытывают депрессию, приступы тревоги или склонность к антисоциальному поведению. Дети авторитетных родителей эффективнее решают проблемы, они более чуткие, отзывчивые и добросовестные.

свернуть

Осторожно: суицид

развернуть

 

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама по себе – это страшно. 

Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Подростком руководит не желание умереть – целью самоубийства выступает желание повлиять на другого.

Понятийный аппарат:

Суицид – психологическое явление-акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.

Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Внутренние формы суицидального поведения – суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Внешние формы суицидального поведения – суицидальные попытки и завершенные суициды.

Суицидальная попытка-целеноправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Хроническое суицидальное поведение – само разрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».

Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл Суицида

Чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается.

Суицид

Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.  Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.

2).Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4).  Дисгармония в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

5). Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).

6). Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

7). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

 В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку  суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило  неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок  проводит значительную часть своего времени.

8). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния,  не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

Основные мотивы суицидально поведения у подростков:

  1. Суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
  2. Переживание обиды, одиночества, непонимания;
  3. Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
  4. Чувство мести, злобы, протеста;
  5. Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
  6. Страх наказания;
  7. Избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

Типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

Аффективное суицидальное поведение.

При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

 

Истинное суицидальное поведение.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Предсуицидальный синдромПсихологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко.

Родители должны всегда помнить:  любые переживания и тревоги детей, любое поведение не должны оставаться без их чуткого внимания и помощи!

К  «группе риска» по суициду относятся подростки:

-  с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

-  злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

-  с затяжным депрессивным состоянием;

-  сверхкритичные к себе подростки;

-  страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

-  фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

-  страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

-  из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

-  из семей, в которых были случаи суицидов.

 

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

-   потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

-   частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

-   необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

-   постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

-   ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

-   уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

-   нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

-   погруженность в размышления о смерти,

-   отсутствие планов на будущее,

-   внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

 

Словесные признаки

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  1. Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
  2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  3. Много шутить на тему самоубийства.
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

в еде – есть слишком мало или слишком много;

во сне – спать слишком мало или слишком много;

во внешнем виде – стать неряшливым;

в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

замкнуться от семьи и друзей;

быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

  1. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось ком-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критично настроен по отношению к себе.

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а  также душевные переживания, препятствующие осуществлению  суицидальных намерений. К ним относятся:

-  эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

-  выраженное чувство долга, обязательность;

-  концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

-  учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

-  убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

-  наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

-  наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

-  психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

-  наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

-  проявление интереса к жизни;

-  привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

-  уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

-  планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

-  негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

 

Рекомендации родителям

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

  1. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте  юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
  2. Позвольте ребенку участвовать в распределили средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
  3. Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.
  4. Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом акцент на мысли: «Я – не просто родитель, я – твой друг».

 

  1. Содействуйте ребенку в решении разных вопросов. Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.
  2.  Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3.  Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  4.  Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  6.  Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

 

  1. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.

 

  1. Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:

 

–        не критикуйте его недостатки;

 

–        не упрекайте, не обвиняйте его;

 

–        не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;

 

–        не шантажируйте друг друга властью над ребенком.

 

Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка:

  1. Выслушайте. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.
  2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
  3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени).
  4. Напомните о значимых для него людях.
  5. Подчеркните временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».
  6. Используйте прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
  7. Используйте имеющийся  опыт ребёнка в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)

8. Обратитесь  за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

 

свернуть
поделиться в: