Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Негорельская базовая школа № 2"
Современным мамам и папам часто кажется, что авторитет родителей - отжившее понятие, уходящее корнями в домостроевские авторитарные методы воспитания. В большинстве случаев под родительским авторитетом понимают беспрекословное подчинение младшего старшим. «Зачем малышу такое давление? – думают родители. – Ему нужны лишь наши любовь и забота». Насколько это мнение ошибочно, мамы и папы понимают по мере того, как растет их ребенок.
Авторитет родителей, конечно же, не означает, что ребенок беспрекословно выполняет ваши команды и делает только то, что удобно вам. На свой авторитет работает тот родитель, который всегда готов отвлечься от своих дел, чтобы прийти ребенку на помощь. Спокойное поведение и умение справляться с трудностями, отстоять при необходимости интересы свои и ребенка, способность действовать последовательно, не менять без причины своих решений и намерений – главные составляющие авторитета и повод для уважения со стороны ребенка.
Работа над ошибками. Какие промахи чаще всего совершают родители, игнорируя формирование авторитета?
Способы подорвать свой авторитет в глазах ребенка:
Для того чтобы ребенок признал ваше право советовать и воспитывать, необходимо приложить некоторые усилия. Соблюдайте «10 заповедей авторитетных родителей», и ваши старания окупятся.
Таким образом, авторитет родителей растет, когда родители сочетают в своем подходе заботливость и разумную требовательность. Родительский авторитет приобретается годами самоотверженной работы обоих родителей и является важной составляющей успешности воспитания детей в семье.
свернутьЛичность человека также индивидуальна, как отпечатки пальцев. Темперамент и опыт влияют на то, как родители относятся к детям, и как дети реагируют на старания мамы и папы. Каждый родитель обладает собственным стилем воспитания. Этот тест поможет разобраться, какие принципы взаимодействия с детьми вы считаете правильными
На каждый вопрос выберите ответ, который кажется вам правильным:
1А. Ребёнку нужно только одно — чтобы его любили.
1Б. В семье необходимы правила и дисциплина.
1В. Ребёнок нуждается как в любви, так и в ограничениях.
2А. Когда ребёнок не слушается, я постараюсь понять его.
2Б. Когда ребёнок не слушается, его нужно наказать.
2В. Когда ребёнок не слушается, родители должны использовать эту ситуацию, чтобы научиться лучше общаться друг с другом.
3А. Я не обращаю внимания, когда дети относятся ко мне без уважения.
3Б. Дети должны уважать родителей. И моя задача — обеспечить это.
3В. Когда ребёнок ведёт себя плохо, я стараюсь выслушать его и понять, что стало причиной такого поведения. Возможно, он проголодался или испытывает стресс.
4А. Детей бесполезно наказывать. Всё, что им необходимо, это любовь и понимание.
4Б. Начнёшь баловать — испортишь ребёнка. Иногда в интересах детей наказать их.
4В. Дети должны знать, к каким последствиям приведут их поступки. Но наказания не учат ничему полезному.
5А. Я не устанавливаю особых правил для детей. Мы во всём разбираемся по ходу дела.
5Б. Я взрослый, а значит, моя обязанность — установить в семье правила.
5В. Я обсуждаю с детьми правила и то, как обеспечить их выполнение.
6А. В нашей семье нет правил без исключений, поэтому их часто нарушают.
6Б. Законы не должны всем нравиться. Их просто надо выполнять.
6В. Для меня важно, чтобы дети понимали правила, принятые в нашей семье.
7А. У нас не так много правил. Одним нарушением больше, одним меньше — это не проблема.
7Б. Когда ребёнок нарушает правила, его следует наказать. Это мой родительский долг.
7В. Когда дети нарушают правила, я учитываю контекст. Прежде чем перейти к последствиям, я выясняю, что случилось, и пытаюсь понять точку зрения ребёнка.
8А. Мои дети не всегда выполняют домашние обязанности, но что я могу с этим поделать? Это же дети!
8Б. У каждого ребёнка в нашей семье есть обязанности. Он должен их выполнить, прежде чем получит какие-либо привилегии. И никаких исключений!
8В. Я ожидаю, что дети выполнят свою часть домашних обязанностей, но готов выслушать их предложения и пойти им навстречу.
9А. Мне часто приходится подкупать детей, чтобы заставить сделать то, что я от них хочу.
9Б. Мои дети прекрасно знают, что будет, если они не выполнят то, что им велено.
9В. Мы разработали систему ожиданий и последствий, которая работает эффективно.
10А. Я потакаю детям и часто иду на уступки.
10Б. Никаких переговоров. Я родитель и я устанавливаю правила.
10В. Мы тратим много времени на переговоры, обсуждая семейные правила и последствия их нарушения. Для меня важно, чтобы дети понимали, что от них хотят, и отвечали за последствия.
Итак, к какому типу родителей вы относитесь?
А Если большинство ваших ответов «А», у вас попустительский стиль воспитания. Вы для детей скорее Приятель, чем мать или отец. Вы любите своих детей и хотите для них лучшего. Вам кажется, что любые ограничения излишни, предпочитая жить в атмосфере гармонии.
Б Если большинство ваших ответов «Б», вы авторитарный Босс. Вы предоставляете детям структуру, необходимую, чтобы они выросли, впитав ваши ценности. Вы видите свою роль в том, чтобы быть командиром и наставником детей, а не их другом. Поэтому вы не считаете необходимым объяснять правила и обсуждать приказы. Когда дети не подчиняются, ваша задача — добиться, чтобы они были должным образом наказаны.
В Если большинство ответов «В», вы попадаете в категорию Авторитет. Вы хотите, чтобы ваши дети чувствовали себя любимыми, но признаёте, что им необходимы ограничения, пока они не станут достаточно взрослыми, чтобы позаботиться о себе. Вы избегаете угроз и наказаний, используя позитивное подкрепление. Авторитетные родители ожидают сотрудничества, предлагая детям эмоциональную поддержку. Когда дети ведут себя плохо, они готовы потратить время, чтобы выслушать и разобраться в их проблемах. Они требовательны, но в то же время чутко реагируют на потребности детей.
Какой подход эффективнее и почему?
Семейные психологи установили, что к лучшим результатам приводит категория «Авторитет». Даже если один из родителей придерживается этого стиля, дети с большей вероятностью вырастут независимыми и социально успешными. Они реже испытывают депрессию, приступы тревоги или склонность к антисоциальному поведению. Дети авторитетных родителей эффективнее решают проблемы, они более чуткие, отзывчивые и добросовестные.
свернуть
Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама по себе – это страшно.
Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Подростком руководит не желание умереть – целью самоубийства выступает желание повлиять на другого.
Понятийный аппарат:
Суицид – психологическое явление-акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.
Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Внутренние формы суицидального поведения – суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Внешние формы суицидального поведения – суицидальные попытки и завершенные суициды.
Суицидальная попытка-целеноправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Хроническое суицидальное поведение – само разрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».
Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается.
Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:
1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.
2).Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
3). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
4). Дисгармония в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
5). Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).
6). Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
7). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.
8). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.
Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.
Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.
Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.
Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.
Основные мотивы суицидально поведения у подростков:
Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
Типы суицидального поведения:
При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.
Родители должны всегда помнить: любые переживания и тревоги детей, любое поведение не должны оставаться без их чуткого внимания и помощи!
- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
- с затяжным депрессивным состоянием;
- сверхкритичные к себе подростки;
- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
- из семей, в которых были случаи суицидов.
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
- погруженность в размышления о смерти,
- отсутствие планов на будущее,
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
Поведенческие признаки
в еде – есть слишком мало или слишком много;
во сне – спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде – стать неряшливым;
в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков
Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
- выраженное чувство долга, обязательность;
- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
- проявление интереса к жизни;
- привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Рекомендации родителям
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
– не критикуйте его недостатки;
– не упрекайте, не обвиняйте его;
– не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;
– не шантажируйте друг друга властью над ребенком.
Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка:
8. Обратитесь за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.
Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".
свернуть