Тематический план реализации проекта
«Родительский университет»
в государственном учреждении
«Негорельская базовая школа №2»
на 2024/2025 учебный год
Цель:
повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Задачи:
формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д
I ступень – «Мой ребёнок –младший школьник» для родителей I-IV классов |
|||||
№ п/п |
Тема лекториев |
Форма |
Сроки |
Ответственный |
|
I классы |
|||||
1. |
Адаптация учащихся в I классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе. |
Круглый стол |
до 27.09.2024 |
Деменкова Г.В. |
|
2. |
Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у учащихся I классов. |
Консультация |
до 25.10.2024 |
Деменкова Г.В. |
|
3. |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. |
Круглый стол |
234.02.2025 |
Деменкова Г.В. |
|
4. |
Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувствительной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка. |
Семинар-практикум |
до 21.03.2025 |
Деменкова Г.В. |
|
II классы |
|||||
5. |
Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня-важное условие успешной учебы ребенка. |
Беседа |
До 22.09.2024 |
Власенко В.В. |
|
6. |
Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. |
Круглый стол |
до 25.10.2024 |
Власенко В.В. |
|
7. |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное неблагополучие. Факторы, причины, и индикаторы семейного неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка. |
Беседа |
до 23.02.2025 |
Власенко В.В. |
|
8. |
Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться. |
Круглый стол |
до 22.03.2025 |
Власенко В.В. |
|
III классы |
|||||
9. |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям. |
Беседа |
До 22.09.2024 |
Богданович Е.Ф.
|
|
10. |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников. |
Круглый стол |
до 20.10.2024 |
Богданович Е.Ф.
|
|
11. |
Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни. |
Дискуссия |
До 23.02.2025 |
Богданович Е.Ф.
|
|
12. |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы любви, тепла и защищенности. |
Беседа |
до 29.03.2025 |
Богданович Е.Ф. |
|
IV классы |
|||||
13. |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов. Позновательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. |
Круглый стол |
21.09.2024 |
Семенкова Т.Ч. |
|
14. |
Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности:культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.
|
Дискуссия |
до 23.10.2024 |
Семенкова Т.Ч. |
|
15. |
Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Как правильно организовать работы за компьютером. Сохранение здоровья при работе за компьютером.
|
Беседа |
До 20.02.2025 |
Семенкова Т.Ч. |
|
16. |
Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире. |
Круглый стол |
до 26.04.2025 |
Семенкова Т.Ч. |
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов |
|||||
V классов |
|||||
17. |
Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе. |
Беседа |
До 20.09.2024 |
Груздов И.А. |
|
18. |
Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками. |
Дискуссия |
до 25.11.2024 |
Груздов И.А. |
|
19. |
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста. |
Круглый стол |
До 23.02.2025 |
Груздов И.А. |
|
20. |
Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. |
Дискуссия |
до 19.04.2025 |
Груздов И.А. |
|
VI классов |
|||||
21. |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нарвственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. |
Круглый стол |
до 21.09.2024 |
Куликова В.А. |
|
22. |
Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения (курения, алкоголизм, наркомания и т.д.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Беседа |
до 17.11.2024 |
Куликова В.А. |
|
23. |
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интерент-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальныйсетях. |
Круглый стол |
До 16.02.2025 |
Куликова В.А. . |
|
24. |
Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. |
Беседа |
до 22.05.2025 |
Куликова В.А. |
|
VII классов |
|||||
25. |
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14 летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учебе. |
Беседа |
До 21.09.2024 |
Мелешкевич А.А. |
|
26. |
Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». |
Круглый стол |
до 21.11.2024 |
Мелешкевич А.А. |
|
27. |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиск компромиссов. Психологический климат в семье. Правила взаимодействия с подростком. |
Беседа |
До 17.02.2025 |
Мелешкевич А.А. |
|
28. |
Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к учебе. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех. |
Круглый стол |
до 20.04.2025 |
Мелешкевич А.А. |
|
VIII классов |
|||||
29. |
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. |
Беседа |
До 21.09.2024 |
Жук.Т.Л. |
|
30. |
Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Проблемные ситуации. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения. |
Круглый стол |
до 27.11.2024 |
Жук.Т.Л. |
|
31. |
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения. |
Семинар |
До 16.02.2025 |
Жук.Т.Л. |
|
32. |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. |
Дискуссия |
до 20.04.2025 |
Жук.Т.Л. |
|
IХ классы |
|||||
33. |
Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликт, отношение к учебе. |
Круглый стол |
До 21.09.2024 |
Юденко В.В. |
|
34. |
Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. |
Дискуссия |
до 23.12.2024 |
Юденко В.В. |
|
35. |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье. Профилактика вредных привычек. |
Беседа |
До 17.02.2025 |
Юденко В.В. |
|
36. |
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Знакомство родителей учащихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.
|
Круглый стол |
до 22.04.2025 |
Юденко В.В. |